Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
в рассказе н.с. лескова "левша" главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа.
мне нравится, что у левши есть чувство собственного достоинства. он не злобивый, не злопамятный, скромный, смекалистый. н.с. лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине национальным характером. об этом свидетельствует и описание его работы и отдыха, и выражение страстной любви к родине. левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. однако платов не поверил, будто тульские мастера смогли сделать что-то лучше . он рассердился, думал, что его хотят провести. и по иронии судьбы взял с собой в петербург левшу, ведь ведь если что-то будет не так, то найдется кому за это ответить.
и вот левша в петербурге. он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше.
здесь есть чему подивиться - умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли : подковали стальную блоху и написали свои имена на подковах. это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в "мелкоскоп", увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением "мелкоскопа" по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них "так глаз пристрелявши". однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. по его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. за такую службу левшу и отправили в лондон, чтобы показать , что мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
и вот тульский босяк "в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван", в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в .
именно в лондоне проявляется его истинное национальный характер. он любит россию- свою родину- и на приглашения обосноваться в лондоне, выучить науки. побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции россии. но это не просто любовь, левша не мыслит себя без родины.
однако погостить за границей все же соглашается, но такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и пришлось его отпустить. на корабле он познакомился с поликипером, с которым стали держать пари: кто кого перепьет. из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. поликипера отвезли "лечить" в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. не найдя никаких документов, его ограбили, сняли золотые часы, пальто. он попал в обуховскую больницу, где принимают умирать. но, умирая, левша не думал о себе. единственное, чего он хотел, так это государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичами. с этими словами на устах и умер тульский мастер.
лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. это настоящий человек с большой буквы, человек, национальным характером. недостатками его, как и многих людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. эти два качества погубили большое количество талантливых людей.
Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
- А вот и он. Что же он нам расскажет?
объяснение:
в рассказе н.с. лескова "левша" главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа.
мне нравится, что у левши есть чувство собственного достоинства. он не злобивый, не злопамятный, скромный, смекалистый. н.с. лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине национальным характером. об этом свидетельствует и описание его работы и отдыха, и выражение страстной любви к родине. левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. однако платов не поверил, будто тульские мастера смогли сделать что-то лучше . он рассердился, думал, что его хотят провести. и по иронии судьбы взял с собой в петербург левшу, ведь ведь если что-то будет не так, то найдется кому за это ответить.
и вот левша в петербурге. он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше.
здесь есть чему подивиться - умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли : подковали стальную блоху и написали свои имена на подковах. это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в "мелкоскоп", увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением "мелкоскопа" по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них "так глаз пристрелявши". однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. по его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. за такую службу левшу и отправили в лондон, чтобы показать , что мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
и вот тульский босяк "в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван", в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в .
именно в лондоне проявляется его истинное национальный характер. он любит россию- свою родину- и на приглашения обосноваться в лондоне, выучить науки. побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции россии. но это не просто любовь, левша не мыслит себя без родины.
однако погостить за границей все же соглашается, но такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и пришлось его отпустить. на корабле он познакомился с поликипером, с которым стали держать пари: кто кого перепьет. из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. поликипера отвезли "лечить" в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. не найдя никаких документов, его ограбили, сняли золотые часы, пальто. он попал в обуховскую больницу, где принимают умирать. но, умирая, левша не думал о себе. единственное, чего он хотел, так это государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичами. с этими словами на устах и умер тульский мастер.
лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. это настоящий человек с большой буквы, человек, национальным характером. недостатками его, как и многих людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. эти два качества погубили большое количество талантливых людей.