В основе композиции романа лежит принцип зеркальности. Сама композиция строится с нарушением хронологической последовательности. Роман не вмещается в схему -завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии по-своему. Сюжет романа строится фрагментарно. События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер. В романе дан следующий порядок повестей: "Бэла", "Максим Максимыч", "Предисловие к "Журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист". Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: "Тамань2 (следуя на Кавказ, к месту назначения, Печорин остановился в этом южном городке) ; "Княжна Мери" (после участия в военной экспедиции герой едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) ; "Бэла" (за эту дуэль Печорина отправляют на "линию" в крепость на левом фланге, под начало Максима Максимыча) ; "Фаталист2 (из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем) ; "Максим Максимыч" (через пять лет после этого вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается с штабс-капитаном) . В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, и благодаря этому он открывается всякий раз с новой стороны. Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе Печорина создает особую интригу в романе.
Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не думать о последствиях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин», но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе». Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою», но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.
Сама композиция строится с нарушением хронологической
последовательности. Роман не вмещается в схему -завязка,
развитие действия, кульминация, развязка.
Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии
по-своему.
Сюжет романа строится фрагментарно.
События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее,
глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.
В романе дан следующий порядок повестей: "Бэла", "Максим Максимыч",
"Предисловие к "Журналу Печорина", "Тамань", "Княжна Мери",
"Фаталист".
Если же расположить повести в том порядке, в котором события
происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:
"Тамань2 (следуя на Кавказ, к месту назначения, Печорин остановился
в этом южном городке) ;
"Княжна Мери" (после участия в военной экспедиции герой едет на воды,
живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого) ;
"Бэла" (за эту дуэль Печорина отправляют на "линию" в крепость на
левом фланге, под начало Максима Максимыча) ;
"Фаталист2 (из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью
станицу, где держит пари с Вуличем) ;
"Максим Максимыч" (через пять лет после этого вышедший в отставку
Печорин по дороге в Персию встречается с штабс-капитаном) .
В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных
обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного
положения и психического склада, и благодаря этому он открывается
всякий раз с новой стороны.
Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе
Печорина создает особую интригу в романе.
Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою», но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.