Как известно, повесть «первая любовь» - это произведение автобиографическое. прототип юного героя, по признанию тургенева, был он сам, «покорный слуга». героиня зинаида также имела реальный прототип в жизни – ее была поэтесса екатерина шаховская. она жила по соседству с дачей пятнадцатилетнего тургенева. она заставила сердце юного мальчика затрепетать, испытывая первые восторги любви, пускай и неразделенной.в «первой любви» писатель красиво описал, как зарождалось чувство, какие сладостные минуты приносили мечты о счастье, какие горькие муки ревности пришлось испытать ему, а также боль от сознания того, что его соперник – родной отец.сюжет повести несложен. автор покоряет читателя простотой изложения, искренностью описываемых переживаний, натуральностью реплик. сам тургенев признавался, что это была единственная вещь, которая ему доставляла удовольствие, так как в ней описана сама жизнь, «это не сочинено» имеет главы, а каждая из глав – свой микросюжет. такова была задумка автора, чтобы показать эволюцию чувств своего героя, раскрыть непростой и задорный, и в то же время глубокий и лирический характер зинаиды. в двенадцатой главе наступает кульминации развития любви юноши, который выступает в роли рассказчика. в ней описана вся сила чувства к зинаиде его незрелой, но такой чистой души.эта глава расширяет читательское понимание героев повести. зинаида, как оказывается, не легкомысленная кокетка, а несчастно влюбленная девушка, осознающая, что она тоже любима, но также и то, что ее чувство обречено. она понимает, что, полюбив женатого человека, не имеет будущего. но как сильна ее любовь! казалось бы, в сердце этой юной девушки еще столько , детского, но какая сила любви таится в закромах ее сердца! чувство зрелой женщины, способной на жертвы, легкомыслие, способная на сострадания и серьезные чувства.главный же герой – полнейший ребенок, и об этом он говорит сам. он следит за героиней, за ее садом, готовясь «убить» соперника. но сам же «убит» раскрытием тайны: любовник зинаиды – его отец. и тут же, по-детски чисто и наивно, он прощает их обоих.автор в этой главе выдвигает утверждение, что исключительно любовь вызывает расцвет человеческой души». его повзрослевший герой уверен, что пережитое сильное чувство в 16 лет, блаженство, никогда уже не повторится. саму способность человека любить глубоко, тургенев расценивал как мерило ценности человека, поэтому и героев своих испытывал любовью.да, герой только тогда становится личностью, когда сможет полюбить.
1. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве — не случайно первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 г.), одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.)
2. Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.
3. Предназначение поэта и поэзии А. С. Пушкин очень чётко определил в своём стихотворении "Памятник".
Автор заявляет о своём праве на бессмертие, обосновывая его тем, что многое сделал для людей. Дела и мысли Пушкина собраны в нерукотворном памятнике, который символизирует народную любовь и память.
Пушкин был опальным поэтом. За свои свободолюбивые произведения не раз подвергался ссылкам. Царский режим и не скрывал стремления изолировать поэта от московского и петербургского общества.
Пушкин объяснял народную любовь к себе тем, что он восславлял свободу, говорил правду, несмотря на опасность.
4. Начнём с пушкинского «Пророка». Это произведение было создано 8 сентября 1826 года. Впервые его опубликовал журнал «Московский вестник» в 1828 году. Оно написано одной строфой, в которой сочетаются парные и перекрёстные рифмы. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Речь в произведении ведётся от первого лица. Поэт описывает свой необыкновенный опыт, который позволил ему духовно переродиться и обрести новую творческую цель.
Своего «Пророка» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Его напечатали в журнале «Отечественные записки» в 1844 году. Критики отмечают, что это стихотворение написано по мотивам произведения Пушкина, но осмысляет образ вещего поэта в контексте его жизни в обществе.
Различия между этими произведениями заметны ещё на уровне композиции. Если речь героя Пушкина течёт неделимым потоком, то Лермонтов разделяет своё стихотворение на части. Всего в нём семь строф-четверостиший, где преобладает перекрёстная рифма. Только последнее четверостишие имеет кольцевую форму. Михаил Юрьевич тоже ведёт повествование от первого лица, но как бы выступает и в качестве наблюдателя, рассказывая о лирическом герое, т. е. себе, словами окружающих его людей.
Очевидна разница в лексике. У Пушкина мы встречаем более архаичные выражения, например, «зеница», «десница», «персты». Думается, это связано с большим пафосом повествования. Кроме того, этот «Пророк» богаче на эффектные, иногда пугающие эпитеты («десницею кровавой», «грудь отверстую»).
Отметим общий момент – Лермонтов использует тот же стихотворный размер (четырёхстопный ямб), что и его предшественник. Ещё одно сходство – применение одного синтаксического приёма – анафоры. У обоих поэтов встречаются строки, начинающиеся с повторяющегося слова. Вот как это выглядит у Александра Сергеевича:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Вот пример анафоры у Лермонтова:
«Смотрите: вот пример для вас!
…
Смотрите ж, дети, на него:
…
Что касается сюжета стихотворений, то они относятся друг к другу скорее как начало и продолжение единой истории. Если Александр Сергеевич описывает процесс становления пророка, его инициацию, то Михаил Юрьевич больше внимания уделяет его дальнейшей судьбе. Пушкин рассказывает о встрече героя с небесным созданием, которое меняет его суть, а затем сам бог напутствует его на выполнение новой миссии. Лермонтов же рассказывает о божественном даре как об уже свершившемся факте, и рассуждает о жизни поэта в обществе, его осуждении окружающими людьми
1. Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве — не случайно первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 г.), одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.)
2. Любовь, дружба, природа, Родина, поэт и поэзия, философия жизни – вот основные мотивы лирики Пушкина. Поэт обращается к этим темам во многих своих стихотворениях.
3. Предназначение поэта и поэзии А. С. Пушкин очень чётко определил в своём стихотворении "Памятник".
Автор заявляет о своём праве на бессмертие, обосновывая его тем, что многое сделал для людей. Дела и мысли Пушкина собраны в нерукотворном памятнике, который символизирует народную любовь и память.
Пушкин был опальным поэтом. За свои свободолюбивые произведения не раз подвергался ссылкам. Царский режим и не скрывал стремления изолировать поэта от московского и петербургского общества.
Пушкин объяснял народную любовь к себе тем, что он восславлял свободу, говорил правду, несмотря на опасность.
4. Начнём с пушкинского «Пророка». Это произведение было создано 8 сентября 1826 года. Впервые его опубликовал журнал «Московский вестник» в 1828 году. Оно написано одной строфой, в которой сочетаются парные и перекрёстные рифмы. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Речь в произведении ведётся от первого лица. Поэт описывает свой необыкновенный опыт, который позволил ему духовно переродиться и обрести новую творческую цель.
Своего «Пророка» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1841 году. Его напечатали в журнале «Отечественные записки» в 1844 году. Критики отмечают, что это стихотворение написано по мотивам произведения Пушкина, но осмысляет образ вещего поэта в контексте его жизни в обществе.
Различия между этими произведениями заметны ещё на уровне композиции. Если речь героя Пушкина течёт неделимым потоком, то Лермонтов разделяет своё стихотворение на части. Всего в нём семь строф-четверостиший, где преобладает перекрёстная рифма. Только последнее четверостишие имеет кольцевую форму. Михаил Юрьевич тоже ведёт повествование от первого лица, но как бы выступает и в качестве наблюдателя, рассказывая о лирическом герое, т. е. себе, словами окружающих его людей.
Очевидна разница в лексике. У Пушкина мы встречаем более архаичные выражения, например, «зеница», «десница», «персты». Думается, это связано с большим пафосом повествования. Кроме того, этот «Пророк» богаче на эффектные, иногда пугающие эпитеты («десницею кровавой», «грудь отверстую»).
Отметим общий момент – Лермонтов использует тот же стихотворный размер (четырёхстопный ямб), что и его предшественник. Ещё одно сходство – применение одного синтаксического приёма – анафоры. У обоих поэтов встречаются строки, начинающиеся с повторяющегося слова. Вот как это выглядит у Александра Сергеевича:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Вот пример анафоры у Лермонтова:
«Смотрите: вот пример для вас!
…
Смотрите ж, дети, на него:
…
Что касается сюжета стихотворений, то они относятся друг к другу скорее как начало и продолжение единой истории. Если Александр Сергеевич описывает процесс становления пророка, его инициацию, то Михаил Юрьевич больше внимания уделяет его дальнейшей судьбе. Пушкин рассказывает о встрече героя с небесным созданием, которое меняет его суть, а затем сам бог напутствует его на выполнение новой миссии. Лермонтов же рассказывает о божественном даре как об уже свершившемся факте, и рассуждает о жизни поэта в обществе, его осуждении окружающими людьми