Сатирическую картину петербуржского общества создают визитеры, посещающие Обломова. Это «светский человек» Волков, тратящий свою жизнь на пустую суету раутов и приемов: «- Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков». Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять». Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров». Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет. Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».
Это «канцелярская крыса» Судьбинский, представляющий бюрократический Петербург: «Да много кое-чего: в письмах отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»; формулярных списков по два экземпляра не велено представлять».
Это литератор Пенкин, который пишет обо всем и ни о чем: «О торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров».
Обломов, как умный человек, понимает всю пустоту этих людей, их занятий, тех сфер жизни, что они представляют. Герою скучно и неинтересно заниматься тем же. А предложить что-то свое он не может – «обломовщина проклятая» не позволяет.
Сатирическими красками обрисован и слуга Обломова Захар, который также является жертвой крепостничества. Наверное, именно в образе Захара, в описании его отношений с «барином» больше всего сатирического в романе: «Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне».