В произведении В.М. Шукшина описывается судьба мужчины в возрасте, которого гложет проблема одиночества. В сорок лет Чередниченко чувствует острую потребность в человеческом внимании и избирает для себя спутницу, акробатку Еву из цирка в южном курортном городке, куда он приехал в отпуск.
Конечно, первая реминисценция, приходящая на ум, это чеховская «Дама с собачкой». Однако В.М. Шукшин преподносит нам не короткую романтическую историю, а личную трагедию человека, который утратил какую-то искру в душе, создав себе идеал семейной жизни без обязательных для неё элементов чувственной страсти.
Это выражается в том, как Чередниченко делает предложение Еве. Начинается всё с того, что он подкупает служителя цирка, чтобы встретиться с акробаткой. Им движет не авантюрная натура Дон Жуана, а прямой и холодный расчет. Именно с таким равнодушием звучит его предложение к Еве:
«-Ева Игнатьевна, я буду с вами напрямик — такой характер. Я человек одинокий, положение в обществе занимаю хорошее, оклад, я вам уже сказал, до двухсот в целом. Вы тоже одиноки… Я второй день наблюдаю за вами — вам надо уходить из цирка. Знаете, сколько вы будете получать по инвалидности? Могу прикинуть…»
Первоначально читателю такой подход может показаться смешным и наивным, затем приходит осознание, что сорокалетним мужчиной движет не неопытность, а эгоистическое желание потакать своим временным порывам. Он ни разу не задумывается о характере Евы, не берется спросить у неё о её мнении на этот счет. Его позиция тверда, как камень, он словно говорит, что я достойный товарищ вас, вам очень сильно повезло, поздравляю.
Шукшин хоть и транслирует мысли героя о том, что он якобы влюбился в акробатку, но сразу после его ухода из цирка читатель понимает, что Чередниченко заврался самому себе. Его привела к акробатке не страсть, а чувство собственного превосходства, желание подтвердить его. Не зря история не продолжается: В.М. Шукшин использует умолчание касательно похода Чередниченко к учительнице, потому что это было бы повторение банальной истории, которое постигло бы главного героя в любом случае.
У своєму оповіданні «Білий кінь Шептало» відомий український письменник В. Дрозд порушив важливі соціальні проблеми, які повинні хвилювати кожну особистість, що схильна до самовираження і самоусвідомлення.
Алегоричний образ білого коня Шептала став у оповіданні символом особистості, яка виділяється з натовпу і відрізняється від оточення. Читаючи твір, розумієш, що думки коня, які висловлює в оповіданні письменник, — то думки справжньої, особливої, неординарної людини, а зовсім не тварини. У суспільстві таких людей часто називають «білими воронами», тому навіть біла масть героя оповідання обрана не випадково і є своєрідним натяком на цей відомий вислів.
В произведении В.М. Шукшина описывается судьба мужчины в возрасте, которого гложет проблема одиночества. В сорок лет Чередниченко чувствует острую потребность в человеческом внимании и избирает для себя спутницу, акробатку Еву из цирка в южном курортном городке, куда он приехал в отпуск.
Конечно, первая реминисценция, приходящая на ум, это чеховская «Дама с собачкой». Однако В.М. Шукшин преподносит нам не короткую романтическую историю, а личную трагедию человека, который утратил какую-то искру в душе, создав себе идеал семейной жизни без обязательных для неё элементов чувственной страсти.
Это выражается в том, как Чередниченко делает предложение Еве. Начинается всё с того, что он подкупает служителя цирка, чтобы встретиться с акробаткой. Им движет не авантюрная натура Дон Жуана, а прямой и холодный расчет. Именно с таким равнодушием звучит его предложение к Еве:
«-Ева Игнатьевна, я буду с вами напрямик — такой характер. Я человек одинокий, положение в обществе занимаю хорошее, оклад, я вам уже сказал, до двухсот в целом. Вы тоже одиноки… Я второй день наблюдаю за вами — вам надо уходить из цирка. Знаете, сколько вы будете получать по инвалидности? Могу прикинуть…»
Первоначально читателю такой подход может показаться смешным и наивным, затем приходит осознание, что сорокалетним мужчиной движет не неопытность, а эгоистическое желание потакать своим временным порывам. Он ни разу не задумывается о характере Евы, не берется спросить у неё о её мнении на этот счет. Его позиция тверда, как камень, он словно говорит, что я достойный товарищ вас, вам очень сильно повезло, поздравляю.
Шукшин хоть и транслирует мысли героя о том, что он якобы влюбился в акробатку, но сразу после его ухода из цирка читатель понимает, что Чередниченко заврался самому себе. Его привела к акробатке не страсть, а чувство собственного превосходства, желание подтвердить его. Не зря история не продолжается: В.М. Шукшин использует умолчание касательно похода Чередниченко к учительнице, потому что это было бы повторение банальной истории, которое постигло бы главного героя в любом случае.
У своєму оповіданні «Білий кінь Шептало» відомий український письменник В. Дрозд порушив важливі соціальні проблеми, які повинні хвилювати кожну особистість, що схильна до самовираження і самоусвідомлення.
Алегоричний образ білого коня Шептала став у оповіданні символом особистості, яка виділяється з натовпу і відрізняється від оточення. Читаючи твір, розумієш, що думки коня, які висловлює в оповіданні письменник, — то думки справжньої, особливої, неординарної людини, а зовсім не тварини. У суспільстві таких людей часто називають «білими воронами», тому навіть біла масть героя оповідання обрана не випадково і є своєрідним натяком на цей відомий вислів.