Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и культуре пришла идеология революционно-демократическая.
И.С. Тургенев показал борьбу двух общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”, и разночинной интеллигенции, к которой относятся “дети”. Это борьба двух поколений. В чем же расхождение взглядов революционеров-демократов (поколение “детей”) и ли-
бералов (поколение “отцов”)? Кто из них прав? Вот главные вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в романе.
Базаров — главный герой романа “Отцы и дети” — сын скромного уездного лекаря, “новый человек”, нигилист. У него небрежные манеры, даже внешность отражает характер героя: твердый, непокорный. Лицо у Базарова — “длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит он кратко и отрывисто, не вынуждает себя к любезности, резок и грубоват, сам о себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Отца он просит “не нежничать”, а своего друга Аркадия — “не говорить красиво”. Евгений отрицает не только поэзию, но и музыку, искусство, любовь к природе.
Базаров — врач по образованию. Естественные науки привлекают его именно потому, что они опираются на точные экспериментальные данные. Базаров считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта”, “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. И в то же время наш герой — человек острого ума, волевая и честная натура. Базаров не притворяться или лицемерить. Его ненависть к “безобразному состоянию общества” глубокая и искренняя. Он враг болтовни, довольно циничен и склонен к шутке. Спрятанная под внешним равнодушием большая любовь к своим родителям очевидна, хотя он и не подает виду. Вопреки своему отношению к любви, а Базаров считает это глупостью, он все же влюбляется. В своем чувстве к Одинцовой герой раскрывается как натура очень сильная: он сумел перебороть себя в минуту страсти.
Тарас Бульба - главный герой повести Н. В. Гоголя. Его образ словно бы списан с персонажей старинных эпосов и былин. Он силен и хитер, нет для него выше ценности в жизни, чем товарищество: "Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек".
Для Тараса Бульбы нет понятия "семья" в привычном смысле этого слова. Любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим казаком. Не может он терпеть бездействия, хочется ему проверить своих детей в деле, в бою. Ради этого и совершает он переворот в Сечи. Тарасу довелось увидеть детей в бою, и он мог радоваться: "В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами". Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием. Тарас считал, что из него "будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет". Андрий в бою не размышлял, шел на то, "на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный". Как говорил Тарас, "не Остап, а добрый, добрый также вояка", правда, он же говорил сыну: "Не доведут тебя бабы до добра".
Оба пророчества отца сбылись. Остап в двадцать два года становится куренным атаманом. Андрий предал, полюбив. Убив Андрия, Тарас жалеет о том, что сын "пропал бесславно, как подлая собака!". Всего двое у него сыновей, но и Остапа убил бы Тарас не задумываясь, если бы предал он свою веру, свою родину, товарищей. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен. Чудом выживший в этом бою Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. И, как в бою, одобрительно повторял Тарас: "Добре, сынку, добре!" Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас, и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: "Слышу!" Он не только услышал последний крик Остапа, но и отомстил за его смерть. Тарас выжег восемнадцать местечек, сжигали женщин, детей. "Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!" - приговаривал Тарас. "Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость", месть за сыновей.
Тараса пленили и заживо сожгли, но и на костре он думал о товарищах. "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"
С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился
характер эпохи, изменения в русской
общественной жизни, которые произошли в
начале 60-х годов XIX века,
когда на смену дворянской идеологии и
культуре пришла идеология революционно-демократическая.
И.С.
Тургенев показал борьбу двух общественных
групп: старой либеральной дворянской
интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”,
и разночинной интеллигенции, к которой
относятся “дети”. Это борьба двух
поколений. В чем же расхождение взглядов
революционеров-демократов (поколение “детей”)
и ли-
бералов (поколение
“отцов”)? Кто из них прав? Вот главные
вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в
романе.
Базаров —
главный герой романа “Отцы и дети” — сын
скромного уездного лекаря, “новый человек”,
нигилист. У него небрежные манеры, даже
внешность отражает характер героя: твердый,
непокорный. Лицо у Базарова — “длинное,
худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность и ум”. Говорит он
кратко и отрывисто, не вынуждает себя к
любезности, резок и грубоват, сам о себе
говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная
сторона жизни” ему недоступна. Отца он
просит “не нежничать”, а своего друга
Аркадия — “не говорить красиво”. Евгений
отрицает не только поэзию, но и музыку,
искусство, любовь к природе.
Базаров —
врач по образованию. Естественные науки
привлекают его именно потому, что они
опираются на точные экспериментальные
данные. Базаров считает, что “порядочный
химик в двадцать раз полезней всякого поэта”,
“природа — не храм, а мастерская, и человек
в ней работник”. И в то же время наш герой —
человек острого ума, волевая и честная
натура. Базаров не притворяться
или лицемерить. Его ненависть к “безобразному
состоянию общества” глубокая и искренняя.
Он враг болтовни, довольно циничен и
склонен к шутке. Спрятанная под внешним
равнодушием большая любовь к своим
родителям очевидна, хотя он и не подает виду.
Вопреки своему отношению к любви, а Базаров
считает это глупостью, он все же влюбляется.
В своем чувстве к Одинцовой герой
раскрывается как натура очень сильная: он
сумел перебороть себя в минуту страсти.
Тарас Бульба - главный герой повести Н. В. Гоголя. Его образ словно бы списан с персонажей старинных эпосов и былин. Он силен и хитер, нет для него выше ценности в жизни, чем товарищество: "Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек".
Для Тараса Бульбы нет понятия "семья" в привычном смысле этого слова. Любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим казаком. Не может он терпеть бездействия, хочется ему проверить своих детей в деле, в бою. Ради этого и совершает он переворот в Сечи. Тарасу довелось увидеть детей в бою, и он мог радоваться: "В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами". Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием. Тарас считал, что из него "будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет". Андрий в бою не размышлял, шел на то, "на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный". Как говорил Тарас, "не Остап, а добрый, добрый также вояка", правда, он же говорил сыну: "Не доведут тебя бабы до добра".
Оба пророчества отца сбылись. Остап в двадцать два года становится куренным атаманом. Андрий предал, полюбив. Убив Андрия, Тарас жалеет о том, что сын "пропал бесславно, как подлая собака!". Всего двое у него сыновей, но и Остапа убил бы Тарас не задумываясь, если бы предал он свою веру, свою родину, товарищей. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен. Чудом выживший в этом бою Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. И, как в бою, одобрительно повторял Тарас: "Добре, сынку, добре!" Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас, и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: "Слышу!" Он не только услышал последний крик Остапа, но и отомстил за его смерть. Тарас выжег восемнадцать местечек, сжигали женщин, детей. "Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!" - приговаривал Тарас. "Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость", месть за сыновей.
Тараса пленили и заживо сожгли, но и на костре он думал о товарищах. "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"