Сказка – особый вид устного народного творчества. она пришли к нам из далекого прошлого. так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.
условно народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. и у каждой свои особенности. бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. а настоящее счастье – это семья, труд, любовь. не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности речи. а. с. пушкин писал: "что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма." не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. читая сказки, мы приобщаемся к великому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. для нас, людей xxi века, сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. я верю, если взрослые будут чаще читать народные сказки, мир станет намного добрее.
сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. каждое животное наделено особыми чертами. медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!
что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. и противостоит им целая "армия зла": баба яга, кощей бессмертный, лихо одноглазое, змей горыныч, кикимора болотная. но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. путь к победе нелегок. герою обязательно нужно преодолеть "испытание".
например, в сказке "царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. в сказке "морозко" бедной настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. и это, , главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
Война и мир» назван так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирное время. Однако сводить смысл произведения только к такой трактовке было бы крайне ошибочно. Пятнадцать лет, начиная с 1805-го и заканчивая 1820 годом, с невероятной достоверностью и точностью запечатлены в романе. Каждая из страниц русской истории передана с величайшей реалистической правдой. Автор переносит нас во времена событий 1805 года, во времена крупнейших сражений — Шенграбенского и Аустерлицкого, он раскрывает нам смысл и последствия переговоров Александра с Наполеоном в Тильзите, повествует о мире, заключенном в 1807 году на реке Неман. С необычайным художественным мастерством, и в то же время точно соблюдая историческую правду, писатель рисует картины Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через пограничную реку, отступление русских войск в глубь страны, сдачу Смоленска. Он пишет о назначении Кутузова командующим и о роли этого события для нашей армии; описывает определение новой стратегии и тактики армии, в ярких красках рисует Бородинское сражение, совет в Филях, вынужденную сдачу Москвы; отражает значимость и силу партизанского движения; демонстрирует фланговый марш Кутузова; ведет нас за собой по местам Тарутинского сражения; показывает разгром французских войск м триумфальную победу русских. Однако, широко охватив военно-исторические события тех времен, Толстой создал не просто летопись русской военной жизни, он представил нам наиболее полную и достоверную энциклопедию человеческих характеров и судеб, раскрыл влияние на их жизнь и их духовный мир глобальных исторических событий. Показывая действительность такой, какова она есть, автор «Войны и мира» подвергает суровой критике ее темные стороны, беспощадно осуждает «злые начала» , уродующие красоту жизни: * «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете? » Показывая весь ужас войны, рисуя жестокие, страшные картины человеческой смерти, писатель стремился показать ее нецелесообразность, античеловечность, антигуманностъ. Он взывал к душам людей, от которых зависит история, которые принимают необдуманные решения и посылают народы на гибель. «Война есть самое гадкое дело в жизни, — говорит князь Болконский, — надо понимать это и не играть в войну».
условно народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. и у каждой свои особенности. бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. а настоящее счастье – это семья, труд, любовь. не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности речи. а. с. пушкин писал: "что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма." не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. читая сказки, мы приобщаемся к великому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. для нас, людей xxi века, сказка – не только "преданье старины глубокой", но и добрый наставник, мудрый воспитатель. я верю, если взрослые будут чаще читать народные сказки, мир станет намного добрее.
сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. каждое животное наделено особыми чертами. медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот "зайцы" и "лисицы", "волки" и "медведи"!
что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. и противостоит им целая "армия зла": баба яга, кощей бессмертный, лихо одноглазое, змей горыныч, кикимора болотная. но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. путь к победе нелегок. герою обязательно нужно преодолеть "испытание".
например, в сказке "царевна-лягушка" главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. в сказке "морозко" бедной настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. и это, , главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
Война и мир» назван так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирное время. Однако сводить смысл произведения только к такой трактовке было бы крайне ошибочно. Пятнадцать лет, начиная с 1805-го и заканчивая 1820 годом, с невероятной достоверностью и точностью запечатлены в романе. Каждая из страниц русской истории передана с величайшей реалистической правдой. Автор переносит нас во времена событий 1805 года, во времена крупнейших сражений — Шенграбенского и Аустерлицкого, он раскрывает нам смысл и последствия переговоров Александра с Наполеоном в Тильзите, повествует о мире, заключенном в 1807 году на реке Неман. С необычайным художественным мастерством, и в то же время точно соблюдая историческую правду, писатель рисует картины Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через пограничную реку, отступление русских войск в глубь страны, сдачу Смоленска. Он пишет о назначении Кутузова командующим и о роли этого события для нашей армии; описывает определение новой стратегии и тактики армии, в ярких красках рисует Бородинское сражение, совет в Филях, вынужденную сдачу Москвы; отражает значимость и силу партизанского движения; демонстрирует фланговый марш Кутузова; ведет нас за собой по местам Тарутинского сражения; показывает разгром французских войск м триумфальную победу русских. Однако, широко охватив военно-исторические события тех времен, Толстой создал не просто летопись русской военной жизни, он представил нам наиболее полную и достоверную энциклопедию человеческих характеров и судеб, раскрыл влияние на их жизнь и их духовный мир глобальных исторических событий. Показывая действительность такой, какова она есть, автор «Войны и мира» подвергает суровой критике ее темные стороны, беспощадно осуждает «злые начала» , уродующие красоту жизни: * «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете? » Показывая весь ужас войны, рисуя жестокие, страшные картины человеческой смерти, писатель стремился показать ее нецелесообразность, античеловечность, антигуманностъ. Он взывал к душам людей, от которых зависит история, которые принимают необдуманные решения и посылают народы на гибель. «Война есть самое гадкое дело в жизни, — говорит князь Болконский, — надо понимать это и не играть в войну».