Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.
Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.
Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов».
Цели урока: - выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме М.Ю. Лермонтова;
- формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах;
- воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Оборудование урока: - учебник под редакцией В.Я. Коровиной;
- иллюстрации;
- раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв).
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся, объявление темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
2 ученика рассказывают отрывки наизусть из «Песни…»
Лексическая работа.
На доске записаны понятия, а учащиеся работают над значением данных понятий (нравственность, нравственный, поединок, песня, поэма, достоинство, идеал, благородство, мужество, честь, честный, смелый, былина, иллюстрация).
Работа с текстом.
А). На восприятие.
Слово учителя: Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что-то хорошее, для других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.
- Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).
Слово учителя: Так в чём же проявляется благородство Калашникова, какова позиция самого М. Лермонтова в поэме, - обо всём этом мы будем говорить на уроке.
Итак,
- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?
- Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?
Б). Работа над теорией литературы.
Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется поэма.
Перед читателем разворачивается история из жизни простого человека, Самсона Вырина. Он — один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.
Уже с первых строк автор настраивает нас на драматичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель — это чиновник самого низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.
ОБЬЯСНЕНИЕ
Объяснение:
Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов».
Цели урока: - выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме М.Ю. Лермонтова;
- формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах;
- воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Оборудование урока: - учебник под редакцией В.Я. Коровиной;
- иллюстрации;
- раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв).
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учащихся, объявление темы и целей урока.
Проверка домашнего задания.
2 ученика рассказывают отрывки наизусть из «Песни…»
Лексическая работа.
На доске записаны понятия, а учащиеся работают над значением данных понятий (нравственность, нравственный, поединок, песня, поэма, достоинство, идеал, благородство, мужество, честь, честный, смелый, былина, иллюстрация).
Работа с текстом.
А). На восприятие.
Слово учителя: Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что-то хорошее, для других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам, приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи. Впоследствии такие люди становились народными идеалами.
- Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику? (Калашников).
Слово учителя: Так в чём же проявляется благородство Калашникова, какова позиция самого М. Лермонтова в поэме, - обо всём этом мы будем говорить на уроке.
Итак,
- Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы?
- Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек?
Б). Работа над теорией литературы.
Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется поэма.
- А что такое поэма?
VIII. Выставление оценок за урок.