Приведите примеры художественной детали в описании быта Самсона Вырина после побега дочери. — Сравните два пейзажа. (можно в таблице) В начале повести (первый приезд рассказчика): “День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…” В последний приезд рассказчика: “Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев”.
— Какова же роль пейзажа в повести Пушкина? Случайно ли первая встреча со смотрителем происходит весной, а последняя – осенью?
— Найдите свои примеры художественных деталей в повести.
Смысл названия повести.
— Повесть называется не “Самсон Вырин”, не “Девушка и гусар” или как-то еще, а “Станционный смотритель”. Как вы думаете, почему автор выбрал это название?
Работа с иллюстрациями к повести.
— Повесть проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского, Д. Шмаринова, А. Венециана (найдите их в Интернете).
— Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Таким ли вы представляли себе внешний облик героев?
— Подбор цитат из повести к иллюстрациям.
Внешние обстоятельства отношений
Цветаевой и Мандельштама хорошо
изучены. Не повторяя подробностей,
Отметим лишь канву. Знакомство в
1915-м, встречи, взаимопосвящения
стихов в 16-м. В 22-м в статье
«Литературная Москва» о ее стихах он
говорит как о «псевдонародных,
псевдомосковских» (по свидетельству
Ахматовой, Мандельштам называет
себя «антицветаевцем). В 26-м Цветаева
осуждает, прежде всего «с этических
позиций», только что вышедший «Шум
времени». Никаких контактов и
корреспонденций после 22-го между
ними не было. Но тем более интересно
обнаружить продолжающийся
несмотря ни на что поэтический диалог.
В настоящем эссе мы ставим целью
сказать о неявных обращениях друг к
другу, скорее через стихотворные
формы, хотя и внешняя память друго
друге несомненно присутствовала.
Разговор двух крупнейших поэтов через
«сотни разъединяющих верст» мы
стараемся выявить, используя
развиваемый нами метод Idem-forma.
Согласно такому подходу
множественные резонансные
переклички произведений создают
новое смысловое, ритмическое
пространство и, подчеркивая
уникальность каждого произведения,
во также о еще неизвестной
общности.
Посвящено Владимиру Аристову.
ответ: Упражнение 1
Нейтральные: актуальный, вещий, забота, норма, нормальный, работа, рот, трудиться
Книжные: взыскание, доверенность, дефект, иждивение, вакуоль, иск, косинус, начертать, пневмония, чахотка, уста, эксперимент
Разговорные: ахнуть, трепка, вкалывать, книжка, картошка, отлынивать
Упражнение 2
Богатей - богач, теперича - сейчас, манатки - вещи, тутошний - местный, небось - может быть, умаяться - устать, сызмала - с детства, смотаться - съездить, шибко - быстро, пузо - живот, сдрейфить - испугаться, расфуфыриться - нарядиться, укокошить - убить.