Признание и наказание Ч.1 гл.2 -Что рассказал Мармеладов о судьбе своей семьи? -Почему именно к Раскольникову он обратился со своей исповедью? -Как воспринял Раскольников рассказ Мармеладова и какое участие принял в его судьбе? Почему? Ч.1 гл.3 -Что узнал Раскольников из письма матери? -Как отреагировал на известие о свадьбе сестры? Ч.1 гл.6
Сказание говорит о том, что в Муроме жил некогда князь Павел, к жене которого стал являться огненный змей, принимая образ самого князя и склоняя женщину на блуд. Княгиня рассказала мужу об этом искушении, и он повелел ей узнать, кто сможет его погубить. Когда змей вновь явился к княгине, она узнала, что он страшиться лишь брата князя, юного Петра. Князь Павел обратился к брату, прося его избавить жену от змея, и тот, взяв меч, убил искусителя. Однако капли крови змея обрызгали юного князя, а вскоре он тяжело заболел проказой, и никто не мог найти средства для исцеления страшной болезни. Во сне ему было сказано, что исцелить его сможет лишь дева Феврония, живущая в рязанском княжестве.
Когда князь пробудился, то послал своих слуг на поиски Февронии: когда девушку нашли, то она обещала вернуть ему здоровье, если князь женится на ней. Петр дал обещание, но когда девушка излечила его травами, то князь, не желая жениться на простолюдинке, нарушил свое обещание. Однако вскоре болезнь возобновилась, и молодой князь вынужден был вернуться к Февронии, обещая в этот раз жениться на ней, если она вновь исцелит его. Дальше в «Повести» рассказывается о том, что муромские бояре не пожелали, чтобы их княгиней была простая девушка из чужого княжества, и Петр с молодой супругой вынужден был покинуть Муром. Но город постигли различные бедствия, и бояре увидели в этом наказание за непослушание князю и просили его вернуться в город вместе с княгиней. Впоследствии Феврония смогла завоевать любовь и уважение жителей Мурома.
Семейная жизнь княжеской четы длилась долго и была счастливой. О том, были ли у них дети, ничего не известно, однако они признаны святыми не за многочадие, но за хранение любви и святости брака. На склоне лет Петр и Феврония решили принять монашеский постриг. По преданию, они отошли ко Господу в один день и час, и хотя усопших погребли в разных монастырях, их мощи были найдены в одном гробу, свидетельствуя о том, что и после смерти супруги остались неразлучными.
«Повесть о Петре и Февронии» не может считаться житием в прямом смысле, поскольку в ней нашли отражение различные фольклорные предания и сказания, а также символические образы и аллегории. Так, например, образ огненного змия в средневековой литературе часто символизировал собой страсть блуда. Однако это древнерусское произведение, помимо художественной ценности, является весьма важным для понимания христианского отношения к браку. В нем выражается мысль о ценности семьи и о ее важной роли в христианской Церкви. На Руси издревле существовало почитание благоверных Петра и Февронии. В середине XVI века они были канонизированы в Русской Православной Церкви и с тех пор считаются покровителями христианской семьи и брака. К ним часто обращаются молодые супруги, прося о сохранении любви и счастья в их семье.
День памяти святых Петра и Февронии Муромских С 2008 года в день памяти святых Петра и Февронии в России отмечается праздник семьи, любви и верности. В настоящее время во многих городах страны находятся памятники и скульптурные композиции, посвященные этим святым супругам. Символом праздника стала ромашка, которая своим белым цветом напоминает о чистоте и святости брака. День памяти Петра и Февронии всегда попадает на Петровский пост. Во время постов венчание не совершается, потому священный Синод принял решение установить еще один день памяти в честь святых, который связан с перенесением их мощей и совершается в воскресенье, предшествующее 6 сентября.
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, и слабости.Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма. "На всю жизнь, — указывал Г. А. Гуковский, — его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток этой школы". Однако пьеса Фонвизина — явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" -т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, — писал он, от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".