Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
Изображая Плюшкина Гоголь использует свой
любимый художественный приём - характеристика
персонажа через деталь.
"Мертвые души" демонстрируют все многообразие
мелочей - детали пейзажные, портретные, детали интерьера,
развернутые сравнения, опять - таки изобилующие деталями.
Ни одна из художественных деталей, которые использует
писатель при изображении Плюшкина, не существует
сама по себе, она всегда в неразрывной связи
с образом, является средством характеристики тех или
иных его сторон.
Основные черты Плюшкина-скупость, жадность, жажда
накопительства и обогащения, настороженность и
подозрительность мастерски переданы через деталь в
портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и
диалогах.
Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей,
свидетельствуют о настороженности и подозрительности
Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество.
Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не
помещика, имеющего тысячу с лишним душ.
"Прореха на человечестве"-вот как называет его автор.
Мотив нищеты продолжает развиваться в описании
деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна
"какая-то особенная ветхость", избы сделаны из старых и
темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол.
Дом самого Плюшкина смотрится "каким-то дряхлым инвалидом".
Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах-
зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется "нагая
штукатурная решетка", из окон открыты только два, остальные-
заставлены или забиты.
"Нищенский вид" здесь метафорически передает духовную
нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия
патологической страстью к накопительству.
Позади дома тянется сад, такой же заросший и
заглохший, который, однако, "вполне живописен в своем
картинном запустении". Ослепительно белый, мраморный ствол
березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце-
по яркости своих красок и наличию световых эффектов
пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства
помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности,
смерти, могилы.
Деталь является и частью интерьера
(часы с остановившимся маятником, к которому паук
приладил паутину… - намек на то, что Плюшкин
омертвевшая душа)
Вещи Плюшкина ветшают, время останавливается для помещика.
"На одном столе стоял сломанный стул, и рядом с ним
часы с остановившимся маятником, к которому паук уже
приладил паутину".
Опредмеченная метонимия образа Плюшкина отделившаяся
от него, как душа от мертвого тела, - поношенный колпак
на столе.
Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон "ростом
не более лесного ореха", два пера, "высохшие, как в чахотке",
"зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин,
может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия
на Москву французов".
Пыльная куча в углу, куда Плюшкин тащит всякую дрянь:
найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь,
глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро -
символизирует полную деградацию всего человеческого
в Плюшкине.
Бюро Плюшкина, куда он погребает деньги Чичикова,
символизирует гроб, где в глубине косной материи
похоронена его душа, духовное сокровище,
умершее от стяжательства
(сравнение. евангельская притча о таланте, зарытом
в землю) .
С деталей, выставляющих с особой ясностью
основные грани героя, Гоголь, создает предельно
конкретный, ярко индивидуальный тип, исключительный в то
же время по широте обобщения.
Каждый герой представляет особую сторону русской
действительности, узнаваемую читателями именно
по мелочам.
Кроме того, детали раскрытию центральной
проблемы поэмы - проблемы омертвения живой души.
Герои Гоголя словно теряются в бесконечном мире вещей,
сами превращаются во что - то "предметное", бездуховное.
Объяснение:
Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Особенно остро эта проблема встала перед обществом после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости». Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), так сказать, на материал, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Сильный имеет право преступить закон и совершать преступления во имя «лучшего».
Второй разряд людей — это одиночки, не подчиняющиеся общему закону: «Если ему нужно для своей идеи перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Для достижения карьеры, власти не существует преград. Раскольников признаётся Соне: «Я додумался до того, Соня, что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её». Ключевое слово этой теории — власть, господство. Тираны не останавливались не перед чем ради достижения своей цели. Она оправдывает любые средства. Но при этом они прикрывали свои страшные преступления желанием улучшить жизнь человечества. Недаром ещё в черновиках автор указывал, что «в образе Раскольникова выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу».
В итоге Раскольников утверждает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Его теория захватила не только ум, но и сердце героя. Причина тому — отвлечённость этой теории от жизни. Именно в этом корень зла. Теория малой крови ради счастья других не оправдывает себя с самого начала: вместо одного преступления Раскольников совершает три. Он убивает не только Алёну Ивановну, но и её беременную сестру.
Жизнь сталкивает его с Мармеладовым, представителем «низшего разряда людей», но сознающего себя личностью и требующим к себе человеческого отношения. Раскольников не может не сочувствовать ему, хотя в соответствии со своей теорией должен презирать подобных людей. Со своей тяжелой судьбой Мармеладов — живое свидетельство того бесчеловечного мира, который породил «теорию двух разрядов людей».
Объяснение: