Проанализировать лирическое отступление по плану: 1.тема и проблема (если есть) 2.о чем говорит автор? заранее ) счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее , слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку! счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. при одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех нет равного ему в силе — он бог! но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тику мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем скомороха! не признаёт сего современный суд и все обратит в и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество.и долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! и далеко еще то время, когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в снятый ужас и в блистанье главы и почуют в смущенном трепете величавый гром других
Это произведение повествует нам о том,как одно утро может изменить жизнь человека.Молодой человек,Иван,знакомиться на балу с девушкой варенькой б.Рассказчик танцует с ней и чувствует себя счастливым.Здесь же он встречает и ее отца Полковника Б.Ивану сразу понравился отец вареньки.он сразу испытывает симпатию к этому седому старику.Вот как она описывает полковника:"Сложен он прекрасно,с широкой,не богато украшеной медалями,выпячивающейся по военному грудью,с сильными плечами и длинными стройными ногами.Он был воинский начальник типо старого служаки николаевской выправки." Когда полковник танцует с дочерью на это любо смотреть.В этом танце было столько нежности и любви.Так и заканчивается бал. Но на следующее утро представление ивана о полковнике координально меняется..Проходя мимо,расказчик становиться свидетелем сцены ужасного наказания.Он видит как выстроились солдаты и вдруг замечает полковника Б,но полковник Б делает вид что не видит Ивана.Полковник следит за наказанием,за исполнением "процедуры". Портрет полковника и его поведение полностью противоположны его портрету и поведению в первой части рассказа.Полковник жесток.Он хладнокровно следит за мучениями живого человека.За это рассказчик его осуждает и считает его лицемером.Но я считаю,что полковника нельзя обвинять так как на балу с дочерью он ведется себя так как должен вести себя с родными и близкими людьми. А работа есть работа он не может ослушаться приказа он должен выполнять его.В разных ситуациях полковник ведет себя по расному.Это свойственно любому из нас.Я считаю что так и должно быть! (грамотность подправишь)
Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Украшением вечера стал, несомненно, танец полковника с его дочерью Варенькой, в которую рассказчик был сильно влюблен. Все гости с умилением и восхищением смотрели на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг к другу.
Рассказчика особенно умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому, что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви отца к Вареньке. А уж когда полковник передал свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот просто «влюбился» в него.
Полный радужных надежд и восторженных эмоций, рассказчик уезжает с бала и, не в силах уснуть, отправляется бродить по городу. Наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро полковник Б. открывается герою совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.
Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова». Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим руководил полковник Б.!
Несомненно, он бы мог отменить наказание из-за наступления поста или хотя бы смягчить его. Но Толстой недаром замечает, что этот герой был «служака николаевской выправки». Он привык тупо подчиняться приказам, не задумываясь об их смысле. Мы понимаем, что полковник не задумывается и о своей душе, о том, что он совершает.
Зато увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой рушил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о своем долге и о своей совести.
Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.
Прочитав данное произведение, я поняла для себя, что нельзя жить, следуя указаниям других людей, какой бы пост они не занимали. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино. Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель. И я с ним в этом полностью согласна.