Проанализировать стихотворение Аполлона Майкова «У Мраморного моря» по плану
1.Содержание стихотворения.
2.Основная тема.
3.Перечислить лирические образы.
4.Назвать художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
1
Всё — горы, острова — всё утреннего
пара
Покрыто дымкою... Как будто сладкий
сон,
Как будто светлая, серебряная чара
На мир наведена — и счастьем грезит
он...
И, с небом слитое в одном сияньи, море
Чуть плещет жемчугом отяжелевших волн,—
И этой грезою упиться на С тоской зовет тебя нетерпеливый
челн...
2
Румяный парус там стоит,
Что чайка на волнах ленивых,
И отблеск розовый бежит
На их лазурных переливах...
3
Заалел, горит восток...
Первый луч уж брызнул... Мчится
В встречу солнцу ветерок...
Пошатнулся и клубится
И летит туман, летит...
Что ж в волнах его метели
И алеет, и блестит?
Легионы ль полетели
На Царьград, на славный бой?
То их вождь — на колеснице
И с поднятою рукой,
И в венце, и в багрянице?..
Тени Но нет!
Скрылся поезд триумфальный,
На поверхности ж зеркальной
Всё стоит зеленый след...
1. ………………………………………………………………………………
2. ……………………………………………………………………………...
3. ……………………………………………………………………………….
4. ………………………………………………………………………………
Заранее вас благодарю
Издательство СГУ Санкт Петербург 1999год
Течёт, течёт ручей отважный
Не закрывай ему дорогу.
Пусть утолит земную жажду,
Не помешай ему, не трогай.
И даже будешь ты преградой
Что толку? Право, непонятно.
Пробъёт свой берег, выйдет рядом,
Но всё ж не потечёт обратно
Либо второе стихотворение:
Весна
Виктор Левашов(кольцо строф)
Конец зимы. Весна – на изготовке.
Чернеет снег. У ветра – тренировки.
И снеговик, размокнув, сделал крен.
Сугробов толщь дряхлеет скучной грязью.
Лёд на реке грозит обрывом связи.
Настал момент для крупных перемен.
Конец зимы. Весна – на изготовке.
Уходит вдаль метелей вой жестокий.
Кошачий род ждёт мартовский сезон.
Дворовый пёс, заросший грязной шерстью,
вальяжно лёг на лист из ржавой жести,
прикрыл глаза: от солнца клонит в сон.
Чернеет снег. У ветра – тренировки:
задорно горд, хвалясь своей сноровкой,
бумажный хлам пустил вперегонки.
Весёлый гам от птичьего семейства
наполнил двор. Погожие деньки
велят забыть морозов лиходейство.
И снеговик размокнув сделал крен.
От крепости лишь груда рыхлых стен
осталась. Но детишкам горя мало:
текут ручьи забавные весьма,
каникулы, свободных дней – навалом.
Да и уже приелась им зима.
Сугробов толщь дряхлеет скучной грязью.
Текут остатки ледяных фантазий.
Зиме пора на север отойти.
Поток машин летит вдоль тротуаров,
разбрызгивая лужи по пути,
ругаемый прохожими недаром.
Лёд на реке грозит обрывом связи
двух берегов, и топль долговязый
любуется на солнце за мостом.
Там рыбаки глядят на лёд непрочный.
Упрямо ждут, в желании простом
застать улов богатый рыбкой сочной.
Настал момент для крупных перемен.
Струится вверх внутри древесных вен
сок из земли – предтеча для цветенья.
День световой минуты жмёт у тьмы.
В проталинах замёрзшие растенья
отходят от забвения зимы.
01.04.1997, Ярославль
В чем выражается кризисная ситуация для народа в описываемое Некрасовым время? Это время, когда происходит освобождение крестьян, период противоречивый. Некоторые помещики отказываются признавать своих крестьян свободными, как, например, Утятин. Но не только помещики не признают новых правил: некоторые крестьяне не считают себя свободными, и пример этому “холоп примерный — Яков верный”. Перед народом встают тревоги и опасности, справиться с которыми можно, только объединившись. И здесь просматривается еще одна черта эпопеи — народ объединяется для того, чтобы справиться всем вместе с трудностями, которые описываются в поэме с величайшей правдивостью и достоверностью. Все ситуации взяты из жизни, они очень реальны. Но автор не просто воспроизводит добросовестность как она есть, он вкладывает в это душу. Читателю видны его переживания и страдания за судьбу крестьянина. Некрасов описывает события ярко и красочно, сопереживая и негодуя.
Кроме того, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” встречается множество фольклорных элементов, что говорит о ней как о красочной и близкой к народу эпопее. Фольклорные элементы — это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: “Он до смерти работает, до полусмерти пьет!.. ”
Еще одной характерной чертой эпопеи, которая присутствует в “Кому на Руси жить хорошо”, является многогеройность. Мы не можем сказать, что кто-то из семи мужиков является главным героем, мы также не можем сказать, что эти семь мужиков вместе представляют основных персонажей. Ведь каждый из рассказывающих свою историю становится главенствующим, -читателя захватывают перипетии судьбы рассказчика, а странствующие мужики играют тогда очень второстепенную роль, их вопросы служат предлогом для отражения удивительных, трагичных судеб крестьян. Герой поэмы, как, впрочем, и большинства произведений Некрасова, — это народ, простой народ со всеми трудностями его жизни, страданиями.
Но образ народа, вполне раскрытый в поэме, все-таки очень противоречив. Крестьянина обвиняют в пьянстве беспробудном и в других тяжких грехах. Кто же крестьянин? Праведный мученик или грешник? Мнение Некрасова здесь однозначно, автор полностью оправдывает народ, который после тяжелых мучений пытается забыться в пьянстве и в других грехах. Раскрытие образа народа, достаточно противоречивого образа, — это элемент внутреннего сюжета, что характерно для эпопеи.
Интересна также композиция “Кому на Руси жить хорошо” . Существует немало различных толков и споров о том, где должны стоять главы “Последыш”, “Крестьянка”. Но главной особенностью композиции поэмы является то, что она соответствует нормам эпопеи. Хотя это, наверное, не особенность, а скорее закономерное следствие общей жанровой направленности поэмы.
Итак, главной чертой эпопеи нового времени является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Классические эпопеи связаны с изображением войны, но национальный характер может раскрыться не только в войне, но и в эпоху других исторических событий, затрагивающих всю нацию, — общенациональных реформ и кризисов, революционных потрясений, смутных времён. В произведении Некрасова описывается переломный момент в истории России — 60-е годы XIX века, отмена крепостного права. Реформа 1861 года до предела заострила все общественные противоречия и, таким образом, позволила проявиться русскому национальному характеру во всей полноте — со всеми недостатками и достоинствами.
Таким образом, жанр “Кому на Руси жить хорошо” — это поэма-эпопея. И пусть она отличается от “Илиады” или “Одиссеи”, но в ней присутствуют все признаки настоящей эпопеи. Некрасов сумел раскрыть их, развить, не отступая от своих принципов, — правдиво и достоверно описывал великий русский народ, воспевал его, желая преобразить печальную действительность.