Буквально с первых дней великой отечественной войны константин симонов в качестве корреспондента газеты «правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой москвы вместе с советскими войсками. его верным спутником был алексей сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали
теплые дружеские отношения. именно суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. но в 1941 году ни симонов, ни сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о
славе. они отступали, оставляя врагу на разорение города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на симонова неизгладимое впечатление.осенью 1941
года поэт написал стихотворение «ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. ответы суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента.
самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о боге, само существование которого советская власть
отвергала. однако, благословляя солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские
кладбища, где покоятся участники многих войн. и у симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы россия была свободной страной.уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами смоленщины,
поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. родина – это «проселки, что пройдены, с простыми крестами их могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою. симонов видит, как гибнут его товарищи
и понимает, что на войне это неизбежно. но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу духа и вызывает у поэта
неподдельную гордость за свою страну. симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. обращаясь к алексею суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли
судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. и именно эта вера укрепляет силу духа
солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. и лишь мудрые
женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.
стихотворение написано в 1941 г., поэтому в нём встречаются слова и выражения, незнакомые современному читателю.
кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
верста — единица измерения расстояния, чуть больше километра.
тракт — большая наезженная
дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты.
околица — край деревни.
погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.
просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для
рук или с небольшими рукавами.
плис — хлопчатобумажный бархат. плисовый — сшитый из плиса.
пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.
каков впечатление произвело на вас стихотворение? каким чувством оно проникнуто? с чем связано это чувство?
стихотворение не
оставляет равнодушными и производит на сильное впечатление. может быть, они впервые проникаются теми переживаниями, которые испытывали их прадеды в горький 1941-й год … учащиеся говорят о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю
на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага
обратим внимание на первые слова стихотворения «ты помнишь, алёша, дороги смоленщины … «. что важно для автора? (увиденные тогда картины нельзя забыть, нельзя никогда этого допустить снова…)
кринки, которые выносят проходящим бойцам «усталые женщины», прижимая к груди, как детей; слёзы, вытираемые украдкой; погосты с простыми крестами на околицах деревень, «девичий крик» по мёртвому, старик «весь в белом, как на смерть одетый», седая старуха, напутствующая уходящих
воинов.
почему, кстати, женщины стараются спрятать слёзы?
они понимают, что красноармейцам и так тяжело, что их гнетёт чувство вины, и стараются поддержать дух мужчин. однако мужчины замечают женские слёзы.
какое чувство они вызывают у бойцов? какие строчки подсказывают
нам это?
слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за стариков… для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и
«бесконечные злые дожди», их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.
почему дожди названы бесконечными злыми? эти эпитеты отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется
долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …
сердце сжимается при виде этой картины, и злые
слёзы наворачиваются на глаза. почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство родины? с каких строки начинает звучать всё отчётливее?
чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания
защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней. со строк: ты знаешь, наверное, всё-таки родина не дом городской, где я празднично жил, а эти просёлки, что пройдены, с простыми крестами их могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.
говорить начинают не только люди, но и сама
земля. докажите это. где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце солдата? сердце сжимают строки: «мы вас подождём! » — говорили нам пажити. «мы вас подождём! » — говорили леса. ты знаешь, алёша, ночами мне кажется, что следом за мной их идут голоса. почему голоса
оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? в самом ли деле говорят леса и пажити?
конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. и
голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед отечеством.
ещё только начало войны, ещё долгих четыре года до победы, но уже в эти месяцы герой многое испытал. чем это можно доказать?
он трижды прощался с жизнью: «но, трижды поверив, что жизнь уже вся … » и понимает, что на родной земле ему «умереть …завещано».
почему это не сломило его духа? герой знает, что нужен родине, что и от него зависит её будущее, знает, что его возвращения ждёт родная земля, и потому у него нет
права на слабость.
найдите в стихотворении слова-синонимы, которыми поэт называет родную землю. (великая русь, россия, родина, земля, самая милая, горькая земля.) что связано у лирического героя с каждым названием? какие слова вы бы назвали ключевыми? почему?
теплые дружеские отношения. именно суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. но в 1941 году ни симонов, ни сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о
славе. они отступали, оставляя врагу на разорение города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на симонова неизгладимое впечатление.осенью 1941
года поэт написал стихотворение «ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. ответы суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента.
самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о боге, само существование которого советская власть
отвергала. однако, благословляя солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские
кладбища, где покоятся участники многих войн. и у симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы россия была свободной страной.уже в первые месяцы войны, пройдя пыльными дорогами смоленщины,
поэт начинает осознавать, что родина для него – это не уютный мирок столичной квартиры, где он чувствует себя беззаботно и безопасно. родина – это «проселки, что пройдены, с простыми крестами их могил», женские слезы и молитвы, которые оберегают солдат в бою. симонов видит, как гибнут его товарищи
и понимает, что на войне это неизбежно. но его поражает не столько смерть, сколько вера простых сельских женщин, которые вновь стали солдатками, в то, что их родная земля будет освобождена от врагов. эта вера формировалась столетиями, и именно она составляет основу духа и вызывает у поэта
неподдельную гордость за свою страну. симонов рад тому, что ему довелось родиться именно здесь, и его матерью была женщина — такая же, как и сотни других матерей, которых ему довелось повстречать в селах. обращаясь к алексею суркову, поэт не хочет ничего загадывать наперед и не знает, будет ли
судьба к нему так благосклонна, что подарит жизнь на этой страшной и беспощадной войне. однако он видит, с какой надеждой и верой провожают их в бой женщины, трижды обнимая по старой доброй традиции, словно бы пытаясь защитить от всех невзгод и напастей. и именно эта вера укрепляет силу духа
солдат, которые понимают, что, отступая, оставляют свою родину на растерзание врагу.пройдет еще совсем немного времени, и советские войска смогут одержать свои первые победы. однако осень 1941 года – это страх, боль и ужас вчерашних мальчишек, которые столкнулись с войной лицом к лицу. и лишь мудрые
женщины, все понимающие и тонко чувствующие чужую боль, вселяют в молодых солдат надежду, заставляя их поверить в собственные силы ради того, чтобы не только выжить, но и победить.
стихотворение написано в 1941 г., поэтому в нём встречаются слова и выражения, незнакомые современному читателю.
кринка — расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
верста — единица измерения расстояния, чуть больше километра.
тракт — большая наезженная
дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты.
околица — край деревни.
погост — сельское кладбище, обычно рядом с церковью.
просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
салоп — верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для
рук или с небольшими рукавами.
плис — хлопчатобумажный бархат. плисовый — сшитый из плиса.
пажить — луг, поле, пастбище с густой травой.
каков впечатление произвело на вас стихотворение? каким чувством оно проникнуто? с чем связано это чувство?
стихотворение не
оставляет равнодушными и производит на сильное впечатление. может быть, они впервые проникаются теми переживаниями, которые испытывали их прадеды в горький 1941-й год … учащиеся говорят о чувстве боли и горечи, которое связано с отступлением, с тем, что бойцы вынуждены были оставлять родную землю
на поругание врагу, страшно даже представить, что ожидало беззащитных людей в тылу врага
обратим внимание на первые слова стихотворения «ты помнишь, алёша, дороги смоленщины … «. что важно для автора? (увиденные тогда картины нельзя забыть, нельзя никогда этого допустить снова…)
кринки, которые выносят проходящим бойцам «усталые женщины», прижимая к груди, как детей; слёзы, вытираемые украдкой; погосты с простыми крестами на околицах деревень, «девичий крик» по мёртвому, старик «весь в белом, как на смерть одетый», седая старуха, напутствующая уходящих
воинов.
почему, кстати, женщины стараются спрятать слёзы?
они понимают, что красноармейцам и так тяжело, что их гнетёт чувство вины, и стараются поддержать дух мужчин. однако мужчины замечают женские слёзы.
какое чувство они вызывают у бойцов? какие строчки подсказывают
нам это?
слёзы усиливают чувство вины и желание вернуться, отомстить за поруганную землю и страдания людей: за овдовевших женщин, за осиротевших детей, за стариков… для бойцов тракт, по которому они уходят, «слезами измеренный чаще, чем вёрстами», просёлки слиты «со вдовьей слезою», да и
«бесконечные злые дожди», их горький путь, можно тоже ассоциировать со слезами — только мужскими — слезами досады и бессилия.
почему дожди названы бесконечными злыми? эти эпитеты отношение героя к происходящему: даже дожди кажутся бесконечными и злыми, потому что отступление тянется
долгие недели, месяцы, мелькают деревня за деревней, погост за погостом, околица за околицей, где стоят молчаливые женщины, украдкой смахивающие слёзы, дети, старики. хмурое небо, раскисшие дороги, деревья, опустившие ветви под тяжестью дождя …
сердце сжимается при виде этой картины, и злые
слёзы наворачиваются на глаза. почему чем дальше тянется тракт, чем дальше уходит дорога, тем острее становится чувство родины? с каких строки начинает звучать всё отчётливее?
чем дальше остаётся оставленная врагу земля, тем больнее сердцу, тем острее понимание её страдания, её ожидания
защиты и возвращения воинов, чувство долга перед ней. со строк: ты знаешь, наверное, всё-таки родина не дом городской, где я празднично жил, а эти просёлки, что пройдены, с простыми крестами их могил, — чувство родины звучит всё отчётливее.
говорить начинают не только люди, но и сама
земля. докажите это. где голос земли звучит особенно щемяще и трогательно, проникая в сердце солдата? сердце сжимают строки: «мы вас подождём! » — говорили нам пажити. «мы вас подождём! » — говорили леса. ты знаешь, алёша, ночами мне кажется, что следом за мной их идут голоса. почему голоса
оставленных во вражеском тылу людей и родной земли идут «следом» за героем, не отпускают его? в самом ли деле говорят леса и пажити?
конечно, герой слышит всего лишь шелест листвы деревьев и трав, но этот шелест для него говорящий: ведь он связан с родной землёй, это её олицетворение. и
голоса людей, пажитей, лесов становятся голосом его совести, голосом народа, голосом памяти, который призывает к исполнению долга воина и гражданина перед отечеством.
ещё только начало войны, ещё долгих четыре года до победы, но уже в эти месяцы герой многое испытал. чем это можно доказать?
он трижды прощался с жизнью: «но, трижды поверив, что жизнь уже вся … » и понимает, что на родной земле ему «умереть …завещано».
почему это не сломило его духа? герой знает, что нужен родине, что и от него зависит её будущее, знает, что его возвращения ждёт родная земля, и потому у него нет
права на слабость.
найдите в стихотворении слова-синонимы, которыми поэт называет родную землю. (великая русь, россия, родина, земля, самая милая, горькая земля.) что связано у лирического героя с каждым названием? какие слова вы бы назвали ключевыми? почему?