Проанализируйте эпизод «И в то же мгновение щелкнуло что-то, как
будто лопнула натянутая резина.
Слепцов открыл глаза и увидел: в коробке
торчит прорванный кокон, а по стене быстро
ползет вверх черное сморщенное существо
величиной с мышь. Оно вылупилось оттого,
что изнемогающий от горя человек перенес
жестяную коробку к себе, в теплую комнату, и
вот теперь, вырвавшись, - медленно и
чудесно росло. Оно стало крылатым
незаметно, как незаметно становится
прекрасным мужающее лицо. И крылья -
еще слабые, еще влажные -- все продолжали
расти, расправляться, вот развернулись до
предела, положенного им Богом,-- и на стене
уже была громадная ночная бабочка,
индийский шелкопряд. И тогда простертые
крылья, загнутые на концах, темно-
бархатные, с четырьмя слюдяными
оконцами, вздохнули в порыве нежного,
восхитительного, почти человеческого
счастья».
О чём нас заставляет задуматься
открытый финал?
Достучалось ли до сердца Слепцова
чудо, свершившееся на его глазах?
• Какой символ несёт в себе это чудо -
небесная бабочка Набокова?
Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском “пустынном уголке”, приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика...
Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природа, исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение “Осень”, в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года.
Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву:
..я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен...
И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень:
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит, голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — л снова счастлив, молод...
Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой:
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
Мы видим, что только осень пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие, навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении “Зимний вечер”. Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение “Зимнее утро”):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк:
Какая ночъ! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
В стихах Пушкина о природе замечаешь не только особенности восприятия красоты и оттенки вкусов поэта, но также и проявление таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Доказательством этому может служить стихотворение “Деревня”, в котором перед читателем предстает неяркая, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот прелестный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к тем, кто на этой земле живет и трудится:
Я твой — люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят...
Вся эта типично русская красота и спокойствие “пустынного уголка” изменяют лирического героя, заставляя его отрешиться от суетного мира. В произведении звучит горячий призыв к свободе. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.
Итак, мы видим, что природа у А. С. Пушкина — это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества — патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость.
Могу сказать мне безумно понравился Париж и я бы с удовольствием отправилась туда снова! Но точно знаю,что весело мне было не только из-за развлечений Парижа но и из-за отличной компании моих любимых родителей!