Проанализируйте эпизод из II главы (от Германн был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал до Эта минута решила его участь) и ответьте на во Каковы жизненные устремления Германна?
• Как анекдот о трех картах подействовал на воображение Германна?
• О каких трёх верных картах говорится в эпизоде?
• Какие изменения происходят в его натуре?
• Как вы относитесь к герою? Кто он, по-вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.
Германн - злодей или жертва?
ЗЛОДЕЙ ЖЕРТВА
1.
2.
3.
Вывод: конфликт внутри самого Германна. В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.
Проанализируйте эпизод из главы VI (от Странное дело! В самый тот вечер, на бале, Томский, дуясь на молодую княжну Полину до Портрет, набросанный Томским, сходствовал с изображением, составленным ею самою, и, благодаря новейшим романам, это уже пошлое лицо пугало и пленяло ее воображение)
• Что из себя представляет Томский?
• В предложенном эпизоде Томский кратко дает портрет Германну. Каким вы его увидели?
• Что означает слова Томского: «Этот Германн лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Я думаю, что на его совести, по крайней мере, три злодейства».
• Можно ли считать, что Германн и Томский противопоставлены друг другу. Почему? Если да, то по какому принципу?
Вывод: конфликт между Германном и Томским.
Томский — подчеркнуто пустой, светский, безличный человек; он ни добр, ни зол, ни умен, ни глуп. Но смысловая нагрузка, ложащаяся на этот образ в общем замысле повести, необычайно велика. Прежде всего Т. — воплощение того случайно выпадающего счастья, незаслуженного, таинственного, законом которого пытается овладеть бедный инженер Германн. И потому «счастливец» Т., занимая одно из самых скромных мест в сюжетной иерархии, в иерархии смысловой поднимается до уровня героя-антагониста Германна.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
Фильм снят по пьесе Е. Шварца и в нем снимались самые известные советские актеры.
«Обыкновенное чудо» многие считают одним из лучших фильмов о любви. Он возрождает понимание того, что ради любви стоит жить. Звездные актеры, захватывающие сюжет и музыка - это все вместе и создает ощущение чуда. Возможно, что эта, по сути, трагическая история о любви так и не имела бы счастливого конца, если бы она не была сказкой