Проанализируйте эпизод из рассказа Р. Бредбери «Зеленое утро». Определите роль лексического повтора («воздух») в речи автора. Объясните, какая мысль передается повтором слова «воздух». Свои наблюдения дайте в виде развернутого ответа. Он лежал, судорожно открывая рот, как рыба, выброшенная на берег, и думал: "Воздух, воздух, воздух! Меня отправят обратно, потому что здесь нет кислорода".
"Воздух", - думал он, со свистом втягивая пустоту.
А воздух! Он струился отовсюду, словно прохладные горные реки, щедро напоенный кислородом, который отдавали ему зеленые деревья. Хрустальные волны мерцали и переливались. Кислород, свежий, чистый, морозно-холодный зеленый кислород превратил высохшую долину в дельту реки. Вот сейчас в домах распахнутся двери, люди выбегут навстречу дивному диву, будут вдыхать воздух полной грудью, до отказа наполнят им легкие; щеки порозовеют, покраснеют носы, прихваченные морозным холодком, расправится грудь, радостно встрепенется сердце, и, забыв об усталости, люди пустятся в пляс.
Тема произведения
Идея произведения:
Какие черты характера проявил герой, осуществляя свою мечту? .
Почему он считал своё дело самым важным? .
Как вы оцениваете поведение героя? .
Роль лексического повтора («воздух») в речи автора: .
Какая мысль передается повтором слова «воздух»? .
Одна из таких картин «Утро весны», не смотря на преобладание холодных синих тонов, зелень травы и желтизна цветов и солнечных лучей смягчают общий вид и дают ощущение тепла и спокойствия. На этой картине можно увидеть сразу два пробуждения природы, первое- это наступление весеннего утра в березовой роще, а второе- пробуждение всей природы после долгой зимы. Между березами зеленеет трава, цветут первые цветы и все это ярко переливается в каплях росы и лучах утреннего солнца. На первый взгляд здесь просто изображена природа, но стоит задуматься, взглянуть глубже и увидишь совсем иное.
Эта картина была написана после войны, в ней все символично, так например наклоненные березки напоминают русский народ, переживший лишения войны, приклоненный, но не сломленный, а легкий развеивающийся туман- уходящий след этих тяжелых лет. Неспроста автор нарисовал так много зелени и цветов в утренней росе, они здесь как вестники чего-то нового, начало новой жизни, цветы ощущение праздника, радости и веселья.
Глядя на нежность тонов этой картины, поднимается настроение, появляется какая- то душевная легкость и спокойствие, именно этих ощущений не хватало людям в то время. Кудревич творил с любовью к народу и Родине, это чувствуешь когда смотришь на его работы, полные патриотизма и добра.
В 1826 Александр Сергеевич написал стихотворение «Пророк», через пятнадцать лет эту тему перенял Михаил Юрьевич, произведение которого стало, можно сказать, ответом, продолжением творения солнца русской поэзии. Несмотря на одинаковые названия, у двух произведений много различий. В чём же они заключаются?
Лермонтовский сюжет начинается там же, где заканчивается пушкинский. Человек, получивший от Всевышнего дар всеведенья, отправляется нести знания людям. Если у Пушкина описывалось становление пророка-поэта, его особенности, силы, предназначение, то Лермонтов повествует об отвержении обществом такого человека, отдалении от людей. Пушкин верит в великое дело поэта, в его пользу для народа, видимо, предполагает, что его пророка непременно услышат. Стихотворение Лермонтова наполнено разочарованием, он не надеется, что человечество принять слова пророка, слова поэта. Его герой обречён на одиночество и изгнание.
Стихотворение Пушкина звучит торжественно, возвышенно. Он использует церковную лексику для того, чтобы передать атмосферу сюжета, взятого из Библии. Лексика Лермонтова не напоминает о церкви, хотя сюжет из той же книги. Создаётся впечатление, что пророк – это современник писателя.
Два разных поэта – два разных пророка. При жизни Пушкина поэты благодаря своему дарованию несли мысли в массы, гений самого Александра Сергеевича признавался, поэт был важным, нужным человеком, проповедующим мораль, философию, просвещение. Но всё изменилось, когда декабристы подняли восстание. Вольнодумство пресекалось гораздо жёстче: царям не нужны были новые бунты. Лермонтов писал в это время, и потому его пророк, несущий истину, не признается обществом.
Таким образом, отличие двух стихотворений отображает разницу двух поколений России – до и после декабристского восстания.