Проанализируйте эпизод ( связный текст объемом 70-100 слов) - Озаглавить эпизод.
- Место данного эпизода в сюжете.
- Предыстория: время, отраженное в комедии, назвать героев эпизода, раскрыть характеры.
- Крупным планом описать сам эпизод.
- Объяснить поведение героев, дать нравственную оценку.
- Последствия данного эпизода.
1-Модель корабля в мечтах маленького Бори оказывается наполненной сказочными человечками, которые появляются только в отсутствие людей и делают все, что полагается экипажу, поэтому мальчику нужно терпеливо ждать случая, когда человечки покажутся на палубе.
Рассказ можно назвать «Сломанный пароходик».
2-Боря не мог оторвать глаз от пароходика: «Я такого никогда не видал... На носу два якоря. Ах, какие замечательные!» Он ему так понравился, что казался настоящим
3-Мальчик был фантазером, и придумал, что в пароходике живут человечки. Поймать человечков, подложив конфетку и кусочек хлеба, не удалось. Не удалось и с коврика, намоченного чернилами, как рассуждал малыш. Но он все время думал о человечках. «Я не мог больше терпеть. И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть, и поймать человечков. Хоть одного». Маленький всезнайка крутил и тряс пароходик, перерезав ножом веревочные лесенки и подковырнул палубу.
4-Боря разбирал пароходик в предвкушении, что поймает хоть одного человечка. «Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою... Я ждал и держал руку наготове — схватить».
5-Откинув палубу и прихлопнув внутри рукой, мальчишка и увидел, что внутри ничего нет — голые борта. Боря, конечно, не смог починить пароходик
6-Боря живой и непосредственный мальчик, но из-за своих капризов он испортил бабушкину вещь — дорогую для нее память. «Теперь все пропало!» — подумал Боря и расплакался. Ему не столько было жалко пароходик, он боялся, что бабушка его накажет.
7-Мечтай, мечтай, но меру знай.
Рассказ М. Горького "Ма-аленькая!.." - произведение небольшое по объему и на первый взгляд "прозрачное" по содержанию. Видимо, именно этим и объясняется отсутствие должного внимания к методической стороне уроков, посвященных его изучению. Нам приходилось слышать различные высказывания учителей-словесников относительно включения данного рассказа в школьную программу по литературе 1 . Одни недоумевали по поводу недостаточной (?) сложности этого произведения для восьмиклассников, другие сокрушались из-за его "нехудожественности" ("Разве можно обращаться к такому (?) рассказу после "Песни о Соколе"?!"; "И где же яркие художественные образы? Одна разговорная речь, к тому же неправильная..."; "Какой может быть анализ? Прочитали по ролям, тему, идею выяснили... Что же там еще искать?!"; "Что это произведение может сказать о Горьком-писателе?" и т.п.). Действительно, что дает изучение раннего реалистического рассказа Максима Горького "Ма-аленькая!.." учащимся в аспекте их читательского развития? Может ли знакомство с этим произведением стать существенным звеном в процессе формирования у школьников представления о стиле Горького-писателя? Какие эффективные методические решения могут быть найдены для организации и проведения уроков по его изучению?