Проанализируйте монолог действие 2 явление 1 в произведении "Горе от ума" по плану: 1) Чем вызван данный монолог? 2) Какие темы затронуты в нем? 3) Какие взгляды и убеждения героя выражены 4) Каково психологическое состояние персонажа в данный момент, как оно выражается? 5) С какой целью введен драматургом данный монолог? Вот вам даже текст скину.
В королевской семье было двенадцать детей – одиннадцать сыновей и одна сестра. Жизнь их была легка и радужна, пока не появилась мачеха, отправившая Эльзу жить в далекие края, а ее братьев заколдовавшая в лебедей, имевших возможность обретать человеческий облик лишь после заката. С каждым проведенным днем в деревне, прекрасная Эльза становилась все красивее и красивее, но грусть по братьям ее омрачала.
Вернувшись в замок отца, она пыталась разузнать что-нибудь о судьбе братьев, но все подобные попытки пресекались злобной мачехой. Однажды утром она попыталась изуродовать девушку с тайного заклятия, однако планы не увенчались успехом – три жабы, которые использовались для этого, отпрыгнули, едва прикоснувшись к невинной красавице. Увидев это, мачеха взбесилась и испачкала падчерицу в болотной грязи до такой степени, что ни один человек не хотел с ней говорить, а родной отец, не узнав, велел изгнать обезображенную.
Следующую ночь Эльза проводит в лесу, где ей снятся былые времена, когда все они были счастливы и не разлучены проклятьем мачехи. Утром, едва проснувшись, изнемогая от жажды и вся испачканная, она находит чистый пруд, в котором вдоволь утоляет жажду и умывается, вновь преобразившись в красавицу.
Ища выход из леса, девушка набредает на добрую старушку, которая отсыпает ей горстку ягод и указывает путь из леса. Тогда девушка начинает задавать ее вопросы об одиннадцати прекрасных лебедях, которые должны водится в этих местах. Услышав о них, старушка тут же вспоминает о птицах с золотыми коронами, которых недавно видела в ближайшем водоеме, о чем и говорит Эльзе. Узнав это, девушка бросает все силы на то, чтобы как можно быстрее добраться до водоема, описанного старухой. На закате она обнаруживает большую реку и плескавшихся в ней лебедей, которые начинают превращаться в ее братьев. Утром все они покидают водоем, а Эльзу везут в ивовой корзинке. Весь полет девушка любуется просторами родного края и видит облачные замки.
Устроившись на ночевку в темной пещере, она видит новый сон, в котором лесная старушка рассказывает, каким можно братьев: для этого нужно нарвать крапивы и связать из нее по рубашке для каждого из одиннадцати братьев, при этом нельзя нарушать тишину своим голосом, а иначе братьев постигнет смерть.
Вернувшиеся утром в пещеру братья обнаруживают свою сестру за вязанием и замечают, что она молчит, не прерывая вязания ни словом, ни песней. Они принимают это за очередное заклятие мачехи, но увидев, что сестра усердно вяжет и переходит к следующей рубашке, понимают в чем дело. По некоторого времени ее замечает король, который охотится в этих краях. Он забирает девушку в свое королевство и делает ее своей женой. Увидев ее занятия, он отводит ее отдельную комнату и привозит крапиву, из которой он вяжет новые рубашки.
Однажды, когда кончилась крапива, она выбирается за пределы замка и бредет к кладбищу, где находит крапиву и сорвав ее, направляется обратно в замок. Увидевший это советник короля, принимает девушку за колдунью и докладывает обо всем своему правителю, который убедившись во всем, хочет подождать. Когда в очередной раз девушка направляется на кладбище, ее видят жители королевства, которые связывают, как им казалось, колдунью и присуждают ей быть сожженной на костре. Король соглашается, но оставляет ее возможность доделать свою работу.
Оставшись одна в заточении, Эльза не перестает плести рубашки. Узнав об этом, братья ыприходят и пытаются объяснить все королю, но не успевают и вновь превращаются в лебедей.
Утром, пока девушку везут на растерзание, обезумевшая и свирепая толпа набрасывается со всех сторон, пытаясь вырвать у «колдуньи» ее изделия. Когда палач, схватив ее, тащит к костру, неожиданно появляются одиннадцать лебедей и ограждают ее от огня, а девушка, завершив работу над последней рубахой, накидывает их на братьев, руша заклинание. После этого она падает в обморок, а люди обступают юношей, которые рассказывают королю в чем дело. Услышав объяснения, король срывается с места и подбегает к потерявшей сознание. Костер перед ними гаснет и превращается в куст алых роз, окружавших единственную белую розу. Сорвав ее, король кладет цветок девушке на грудь, а Эльза просыпается, обретя счастье и покой.
Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX века, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.
Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского общества — суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровождении светского человека. Для светского льва день начинался после полудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») — это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как только «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время — театр, и кульминация дня — бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.
При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни — скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.
Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского человека и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).
Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности — это основной мотив в изображении московского общества — патриархальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:
Родне, прибывшей издалеча,
Повсюду ласковая встреча,
И восклицанья, и хлеб-соль.
Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где известим все тайны:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.
В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин следует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:
...толстый Пустяков.
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов.
От тридцати до двух годов.
Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екатерининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чинам»). Деревенские развлечения — охота, гости и особое место занимает бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители — одна большая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха...
Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворянство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же время именно в провинции возможно появление Татьяны.
Вернувшись в замок отца, она пыталась разузнать что-нибудь о судьбе братьев, но все подобные попытки пресекались злобной мачехой. Однажды утром она попыталась изуродовать девушку с тайного заклятия, однако планы не увенчались успехом – три жабы, которые использовались для этого, отпрыгнули, едва прикоснувшись к невинной красавице. Увидев это, мачеха взбесилась и испачкала падчерицу в болотной грязи до такой степени, что ни один человек не хотел с ней говорить, а родной отец, не узнав, велел изгнать обезображенную.
Следующую ночь Эльза проводит в лесу, где ей снятся былые времена, когда все они были счастливы и не разлучены проклятьем мачехи. Утром, едва проснувшись, изнемогая от жажды и вся испачканная, она находит чистый пруд, в котором вдоволь утоляет жажду и умывается, вновь преобразившись в красавицу.
Ища выход из леса, девушка набредает на добрую старушку, которая отсыпает ей горстку ягод и указывает путь из леса. Тогда девушка начинает задавать ее вопросы об одиннадцати прекрасных лебедях, которые должны водится в этих местах. Услышав о них, старушка тут же вспоминает о птицах с золотыми коронами, которых недавно видела в ближайшем водоеме, о чем и говорит Эльзе. Узнав это, девушка бросает все силы на то, чтобы как можно быстрее добраться до водоема, описанного старухой. На закате она обнаруживает большую реку и плескавшихся в ней лебедей, которые начинают превращаться в ее братьев. Утром все они покидают водоем, а Эльзу везут в ивовой корзинке. Весь полет девушка любуется просторами родного края и видит облачные замки.
Устроившись на ночевку в темной пещере, она видит новый сон, в котором лесная старушка рассказывает, каким можно братьев: для этого нужно нарвать крапивы и связать из нее по рубашке для каждого из одиннадцати братьев, при этом нельзя нарушать тишину своим голосом, а иначе братьев постигнет смерть.
Вернувшиеся утром в пещеру братья обнаруживают свою сестру за вязанием и замечают, что она молчит, не прерывая вязания ни словом, ни песней. Они принимают это за очередное заклятие мачехи, но увидев, что сестра усердно вяжет и переходит к следующей рубашке, понимают в чем дело. По некоторого времени ее замечает король, который охотится в этих краях. Он забирает девушку в свое королевство и делает ее своей женой. Увидев ее занятия, он отводит ее отдельную комнату и привозит крапиву, из которой он вяжет новые рубашки.
Однажды, когда кончилась крапива, она выбирается за пределы замка и бредет к кладбищу, где находит крапиву и сорвав ее, направляется обратно в замок. Увидевший это советник короля, принимает девушку за колдунью и докладывает обо всем своему правителю, который убедившись во всем, хочет подождать. Когда в очередной раз девушка направляется на кладбище, ее видят жители королевства, которые связывают, как им казалось, колдунью и присуждают ей быть сожженной на костре. Король соглашается, но оставляет ее возможность доделать свою работу.
Оставшись одна в заточении, Эльза не перестает плести рубашки. Узнав об этом, братья ыприходят и пытаются объяснить все королю, но не успевают и вновь превращаются в лебедей.
Утром, пока девушку везут на растерзание, обезумевшая и свирепая толпа набрасывается со всех сторон, пытаясь вырвать у «колдуньи» ее изделия. Когда палач, схватив ее, тащит к костру, неожиданно появляются одиннадцать лебедей и ограждают ее от огня, а девушка, завершив работу над последней рубахой, накидывает их на братьев, руша заклинание. После этого она падает в обморок, а люди обступают юношей, которые рассказывают королю в чем дело. Услышав объяснения, король срывается с места и подбегает к потерявшей сознание. Костер перед ними гаснет и превращается в куст алых роз, окружавших единственную белую розу. Сорвав ее, король кладет цветок девушке на грудь, а Эльза просыпается, обретя счастье и покой.
Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского общества — суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровождении светского человека. Для светского льва день начинался после полудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») — это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как только «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время — театр, и кульминация дня — бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.
При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни — скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.
Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского человека и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).
Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности — это основной мотив в изображении московского общества — патриархальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:
Родне, прибывшей издалеча,
Повсюду ласковая встреча,
И восклицанья, и хлеб-соль.
Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где известим все тайны:
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.
В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин следует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:
...толстый Пустяков.
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов.
От тридцати до двух годов.
Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екатерининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чинам»). Деревенские развлечения — охота, гости и особое место занимает бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители — одна большая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха...
Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворянство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же время именно в провинции возможно появление Татьяны.