со всей уверенностью можно сказать, что повесть н. в. гоголя «тарас бульба» - героическая повесть. в ней прославляется любовь к родине и святость православной веры, подвиг во имя них. запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. предательство святынь не прощается никому. изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести н. в. гоголь.
предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают. мы издавна привыкли называть «тараса бульбу» повестью. и для этого, разумеется, есть серьезные основания. по многим своим объективным жанровым признакам «тарас бульба» и есть повесть. но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения — все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру романа. более того, вромана «тарас бульба» — весьма важная веха.
автор «тараса бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав теме яркую гражданскую направленность. но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. с необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «тарасе бульбе» народное освободительное движение. главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.
свободно распоряжаясь материалом, не воспроизводя ни одного конкретного события, почти ни одного реального деятеля, гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную народа, или, как говорил белинский, исчерпал «всю жизнь малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ» .
белинский, первый среди современных гоголю критиков угадавший своеобразие этой повести, писал, что она представляет собой не что иное, как «отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа»
здесь — объяснение жанровой оригинальности созданного гоголем творения. белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. «если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! »
в гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества — его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. поразительная емкость «тараса бульбы» , композиционный размах и глубина его содержания — вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и делает ее одним из замечательных событий вромана.
Театр островского именно с островского начинается театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. сущность театра островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. в пьесах александра николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. основные идеи реформы театра: театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров) ; неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях; ставка на всю труппу, а не на одного актёра; «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать» . театр островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. в соответствии с этим островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как мартынов, сергей васильев, евгений самойлов, пров садовский. естественно, что нововведения встречали противников. им был, например, щепкин. драматургия островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего м. с. щепкин не делал. он, например, покинул генеральную репетицию «грозы» будучи недоволен автором пьесы. идеи островского были доведены до логического конца станиславским.
со всей уверенностью можно сказать, что повесть н. в. гоголя «тарас бульба» - героическая повесть. в ней прославляется любовь к родине и святость православной веры, подвиг во имя них. запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. предательство святынь не прощается никому. изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести н. в. гоголь.
предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают. мы издавна привыкли называть «тараса бульбу» повестью. и для этого, разумеется, есть серьезные основания. по многим своим объективным жанровым признакам «тарас бульба» и есть повесть. но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения — все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру романа. более того, вромана «тарас бульба» — весьма важная веха.
автор «тараса бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав теме яркую гражданскую направленность. но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. с необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «тарасе бульбе» народное освободительное движение. главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.
свободно распоряжаясь материалом, не воспроизводя ни одного конкретного события, почти ни одного реального деятеля, гоголь вместе с тем создал произведение искусства, в котором с гениальной художественной мощью раскрыл доподлинную народа, или, как говорил белинский, исчерпал «всю жизнь малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ» .
белинский, первый среди современных гоголю критиков угадавший своеобразие этой повести, писал, что она представляет собой не что иное, как «отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа»
здесь — объяснение жанровой оригинальности созданного гоголем творения. белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. «если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип! »
в гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества — его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. поразительная емкость «тараса бульбы» , композиционный размах и глубина его содержания — вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и делает ее одним из замечательных событий вромана.