Проанализируйте отрывок из произведения В. В.Набокова «Рождество». Как восприятие пейзажа характеризует душевное состояние героя? Определите,
какую роль в раскрытии идейного содержания рассказа играет этот эпизод.
Используйте цитаты из произведения для подтверждения своих аргументов.
Когда на следующее утро, после ночи в мелких нелепых снах, вовсе не
относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под
ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол. Дверь
поддалась не сразу, затем сладко хрястнула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком,
будто рыжей корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а
с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозящие зеленоватой
синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках
оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом
белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был
серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.
Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал
по прямой, единственной расчищенной тропе в эту ослепительную глубь. Он удивлялся,
что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы.
Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне
сугроба - песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст. Немного дальше торчали столбы
мостика, и тут Слепцов остановился. Горько, гневно столкнул с перил толстый пушистый
слой. Он сразу вспомнил, каким был этот мост летом. По склизким доскам, усеянным
сережками, проходил его сын, ловким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила.
Вот он увидел отца. Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей
от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелек на
широком поясе, весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых
штанах, в промокших сандалиях. Совсем недавно, в Петербурге,-радостно, жадно
поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке, -- он умер, и вчера
Слепцов перевез тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню, в маленький
белокаменный склеп близ сельской церкви.
Было тихо, как бывает тихо только в погожий, морозный день. Слепцов, высоко
подняв ногу, свернул с тропы и, оставляя за собой в снегу синие ямы, пробрался между
стволов удивительно светлых деревьев к тому месту, где парк обрывался к реке. Далеко
внизу, на белой глади, у проруби, горели вырезанные льды, а на том берегу, над снежными
крышами изб, поднимались тихо и прямо розоватые струи дыма. Слепцов снял каракулевый
колпак, прислонился к стволу. Где-то очень далеко кололи дрова,- каждый удар звонко
отпрыгивал в небо,- а над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным
Відповідь: 1.E) В ночлежке. 2.C) Акмеизм. 3.А) Футуризм. 4.C) Анна Горенко. 5.D) «Вечерний альбом». 6.D) «Доктор Живаго». 7.C) Михаил Булгаков. 8.А) Рязанской губернии. 9.) Песчаная учительница. 10.C) «Дом у дороги», «Василий Теркин», «Переправа». 11.А) трагедия и E) драма. 12.А) метафора. 13.E) Повесть. 14.D) водителем. 15.B) «Невада-Семей». 16.А) Деревенская проза. 17.B) 3. 18.B) «Матрёнин двор». 19.C) «Один день Ивана Денисовича». 20.E) «Прощай, позабудь и не обессудь...» 21.B) Кинематография. 22.B) Б.Окуджава. 23.B) новелла. 24.D) Л. Д. Менделеевой. 25.C) гротеск. 26.D) гипербола. 27.D) С. Есенина. 28.C) Премией имени Сталина по литературе. 29.B) А.Солженицын. 30.C) А.Пешкову.
Пояснення:1.Действие происходит в подвале, в ночлежке.. . Подвал, похожий на пещеру. 2.Литературного течения акмеизма Николая Степановича Гумилева. 3.Маяковский принадлежал к такому течению как русский футуризм. 4.Настоящая фамилия Горенко. 5.Вечерний альбом «Вечерний альбом» — первый сборник стихов Марины Цветаевой. 6.За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа". 7.Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. 8.Константиново, Россия. 9.«Песчаная учительница» — рассказ, написанный А. П. Платоновым в 1927 году. 11.Жанр пьесы «Гроза» Островского нельзя определить точно. Некоторые склоняются к авторскому варианту – социально-бытовая драма, другие предлагают отразить характерные элементы и трагедии, и драмы, определяя жанр «Грозы» как бытовая трагедия. 19. Первое опубликованное произведение Александра Солженицына, принёсшее ему мировую известность, публикация которого, по мнению историков и литературоведов, повлияла на весь дальнейший ход истории СССР. 27.3 октября исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Есенина. Современники называли его "последним поэтом деревни", сам же он был противником подобных ярлыков и говорил о себе "Я просто поэт". 28.Сталинской премии I степени (1941 г. – за роман "Тихий Дон"). 30.Принадлежал он Алексею Максимовичу Пешкову (1868–1936), писателю и драматургу, выходцу из самых низов общества.
Творчество Ф.А. Абрамова. Ф.А. Абрамов – патриарх «деревенской» прозы и по возрасту, и по стремлению постичь истоки, суть современной литературы о судьбах крестьянства, и по масштабу творческих задач. В ряду «деревенских» писателей Абрамов выделяется интересом к социальному миру деревни. «Я всегда стремился и стремлюсь увидеть в живом и конкретном человеке явные и скрытые приметы времени, эпохи», – говорил он. Он мастер остро социальной прозы, оставаясь при этом бытописателем в лучшем смысле этого слова. Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60-70-х. В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев. В произведениях Абрамова, как и в произведениях других писателей «деревенской прозы» (В. Белова, В. Шукшина, В. Распутина и др.) остро поставлен во о раскрестьянивании, об уходе людей из деревни в город, о судьбе человека, вынужденного покинуть деревню, но так и не нашедшего своего места в городе. Абрамов заговорил об исходе крестьянской цивилизации, о том, что деревня является «материнским лоном», где зарождался и складывался национальный характер. Прозе Абрамова свойствен драматический образ человека, покинувшего деревню, который привлекает всех деревенских прозаиков, поскольку в нем полнее всего отразились определенные жизненные противоречия. По мнению Абрамова, широкое рас людей подобного типа вызвано крупными промахами в социальной политике в деревне. Таким образом, по своей тематике произведения Абрамова близки произведениям других авторов «деревенской прозы». Что касается стилистики, то творцам «деревенской прозы», включая Абрамова, принципиально чужды приемы модернистского письма, гротескная образность. Им близка культура классической русской прозы, они восстанавливают традиции сказовой речи, плотно примыкающей к характеру персонажа – человека из народа.