Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». У каждой цитаты есть вопрос. Письменно на него ответить. Можете работать в таблице. №
Цитата
Вопросы к каждой цитате индивидуальные.
1.
Он лежал перед нами... плоский костяк в тряпье, череп на кирпичной крошке, череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости... задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопиец! <...> И все-таки было жаль злого врага... Я садился дома за стол, тянулся рукой к хлебу, и память разворачивала картины: ...тихо ошалелые глаза, белые зубы, грызущие кору, клокочущая внутри студенистая туша, разверстый черный рот, хрип, пена... И под горло подкатывала тошнота.
Какую вину на себя берет герой?
2.
А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...
Какие законы были в обществе в те годы? Почему ты так считаешь?
3.
Я не должен есть свои обеды один. Я обязан с кем-то делиться. С кем?.. Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг. Кто — самый?.. Как узнать?.. Одному протянуть руку, а других не заметить? Одного осчастливить, а десятки обидеть отказом? <...> Могут ли обойденные согласиться с тобой?.. Не опасно ли открыто протягивать руку ?..
Как его характеризует такое отношение к себе?
4.
Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и , пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет, да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака...Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.
Почему у мальчика возникает такая мощная потребность заботиться о ком-то?
5.
…мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить. Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.
Поясните, что означают эти слова: “...не пса кормил…, а свою совесть”?
За правильный ответ сверху
Маленький принц – символ чистоты и нравственности, символ души в самом прекрасном ее виде. Именно поэтому главный герой изображен ребенком, так как именно дети своей искренностью и прямотой наиболее близки к пониманию простых человеческих истин.
В сказке красной нитью проходит идея, что взрослея, человек теряет не только «вкус к жизни», но также становится пленником собственных недостатков, страхов и пороков. Все это вкупе приводит его к одиночеству и осознанию никчемности собственного существования. Эта идея отлично раскрыта на примерах жителей соседних планет, по которым путешествовал Маленький принц.
«Право же взрослые – странный народ», - говорит автор устами главного героя. Экзюпери постарался донести до читателя важность сохранения собственной души в мире жестокости и хаоса, так называемого собственного ребенка внутри. Он акцентировал внимание на том, что именно любовь и дружба, гармония с миром и радоваться простым вещам – только это имеет истинное значение в жизни. Автор поделился универсальными философскими мыслями, которые определяют развитие каждого человека, деля его добрее, а душу – чище: «Самое главное — то, чего не увидишь глазами…»
Именно об этом мы должны помнить в суете каждого дня, чтобы не потерять истинные ориентиры своего пребывания в этом мире.
1. На мой взгляд директор повёл себя не справедливо. Он сразу же уволил ЛМ, так как увидел что она играет с учеником в азартные игры, но директор мог бы спросить что происходит и почему ученик и учительница играют в игру. Я бы так поступила, потому что поступок ЛМ можно оправдать. Она лишь хотела того, чтобы ее ученик был чуточку счастливее, чтобы у него появился новый друг «в ее лице»
2. По моему мнению современный учитель не должен быть или строгим, или добрым. Учитель может быть сразу и тем, и тем. Также учитель должен быть справедливым и конечно же хорошо знающим своё дело)