проанализируйте стихотворение Тютчева "Зима недаром злиться" По этому плану:В стихотворении: (автор, название) говорится о…… Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с …... Особенно меня привлекает в стихотворении ……..
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление
Давайте попробуем определить его форму. Вспомните, какая стихотворная форма была у поэта излюбленной? (Стихотворение «Зеленый Шум» до сих пор поется как народная песня, т. е. относится к песенной лирике. )
Как бы вы определили главный смысл стихотворения? Почему его называют гимном природе и человеку?
(В стихотворении говорится о возрождении природы и человеческой души. )
Как автору удается этого достигнуть? Чтобы ответить на данный вопрос, попытаемся сначала выяснить, что лежит в основе произведения.
(Исповедь крестьянина, который повествует об измене жены, о приходе весны и об отказе от мести. Но незримо в стихотворении всегда присутствует автор, ведь кому-то мужик рассказывает свою историю, и лирический монолог как бы превращается в диалог. Это одна из характерных черт некрасовской «поэзии сердца». )
В образе кого автор показывает приход весны и пробуждение природы? Что символизирует этот образ? О чем создается представление?
(Прекрасно возрождение природы, которое Некрасов передал взятым из народной поэзии образом Зеленого Шума. Зримый и слышимый одновременно, образ этот создает представление о свежем бодрящем весеннем ветре, о шорохе нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви. )
Как в своей исповеди крестьянин называет то, что случилось с его женой? И как он относится к происшедшему?
(Об измене своей жены он говорит: «Да с ней беда случилася» . И уже в одном этом слове «беда» скрыты и жалость, и прощение. )
Как случилось, что мужик пришел к прощению? Ведь сначала в нем жило чувство мести и желание убить изменницу.
(Некрасов показывает, как под воздействием весенней красоты и радости, разлитых вокруг, в душе человека побеждают светлые чувства. )
Обратим внимание на композицию стихотворения. Как оно построено? С чего начинается и чем заканчивается? Чем являются слова «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум» ? Что выражает концовка стихотворения? (Композиция кольцевая: начинается стихотворение и заканчивается описанием весны. Слова «Идет-гудет Зеленый Шум… » являются рефреном, усиливающим его главную мысль. Концовка звучит как высший нравственный закон жизни:
Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – бог тебе судья! )
В чем особенность этого стихотворения?
(1. Оно является сюжетным, в нем – единство эпоса и лирики, взаимопроникновение повествования и переживания.
2. Сфера любви в нем не замкнута. Жизнь вторгается в нее со всеми своими горестями, противоречиями, обидами. Поэтому в стихотворении идет переплетение страдания и радости: любовь светла и одновременно полна драматизма. )
Эти особенности данного стихотворения отражают характерные черты для всей некрасовской «поэзии сердца» .
Какие художественные средства выразительности использует автор в данном стихотворении?
(Олицетворения, сравнения, символический образ Зеленого Шума, эпитеты. Образ крестьянина раскрывается через речь. Она - народная, простая, выразительная: «хозяюшка» , «тростинка милая» , «не замутит» , «типун ей на язык» , «дума лютая» , «жаль сердечную» , «стерпеть – так силы нет» , «сам – друг» , «не то весь век промаешься» и т.. )
Найдите в стихотворении мастерское использование Некрасовым аллитерации. С какой целью этот прием используется?
(В поэзии важны не только слова, но и звуки. В третьей и четвертой строках «Зеленого Шума» в каждом слове слышится звук «р» :
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой…
Если произнести эти две строки вслух, то почувствуешь, что такое скопление «р» происходит недаром: оно нам яснее представить вихревые порывы весеннего ветра, налетающего на кусты и деревья. Некрасов, как великий мастер родного языка, чутко прислушивался к звучанию каждого своего слова.)