Первая проблема пьесы — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на “дне”. В пьесе “На дне”. Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров.
Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: “Человека уважать надо!”. Вера может заменить реальную правду, так как она человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее. Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”, несет облегчение обитателям “дна”, утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: “А ведь зачем-нибудь-то я родился”.
Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: “Я сегодня работал, мел улицу, а водки — не пил!”. Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько иногда для людей ложь и опасна правда. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла.
Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их. Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит. Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!”. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда!”, но без жалости. Сатин — философ, рассуждает о значении человека: “существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга”, Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и (сам Сатин и все остальные жители. Сатин — карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это — чувствовать себя человеком!”.
Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: “Мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу”.
Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.
В основе сюжета рассказа Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» лежит незамысловатая, житейская, но, в то же время, полная трагизма история. Она рассказывает о любви купеческой жены Катерины Львовны к своему работнику Сергею. Эта слепая, разрушающая любовь-страсть толкает женщину на самое страшное – убийство. Сначала героиня решается отравить своего свекра. Борис Тимофеич узнал про связь Катерины Львовны с Сергеем и грозился рассказать об этом ее мужу. Одно преступление повлекло за собой другое. Слухи о романе его жены с Сергеем дошли до Зиновия Борисовича. Он приехал домой, имея в сердце множество сомнений и желая во всем разобраться. Но Катерина Львовна уже давно решила, как поступить. Едва встретив мужа, героиня выводит из комнаты Сергея и, не стыдясь, признается, что они с ним любовники. Когда же взбешенный Зиновий Борисович вскакивает, чтобы «поставить на место» жену и Сергея, то героиня начинает душить его. Вдвоем со своим любовником они убивают купца. Но на этом цепь кровавых преступлений не заканчивается. Герои совершают еще одно, наверное, самое тяжкое, убийство – душат маленького мальчика, племянника Зиновия Борисовича, который был наследником части денег их семьи. На первый взгляд кажется, что именно Катерина Львовна задумала и совершила все эти убийства. Сергей был для героини страстью, отдушиной, счастьем. Недаром Лесков подчеркивает, что до встречи с ним женщина погибала от скуки и тоски – ведь жизнь купеческой жены не отличалась разнообразием. С Сергеем же в жизнь Катерины Львовны вошли любовь и страсть. А это для героини, с ее характером и темпераментом, было жизненно необходимо. И все, что она совершала, эта женщина делала ради Сергея, ради того, что тот был вместе с нею. Конечно, на мой взгляд, чувство героини не оправдывает преступлений Катерины Львовны. Она забыла все человеческие законы, презрела Бога ради своей страсти. В этом героиня уподобилась животным, которые руководствуются лишь инстинктами. Катерина Львовна совершила непростительный грех, пала очень низко, за что и поплатилась разбитым сердцем, исковерканной судьбой, смертью. Но, я думаю, что гораздо более низко пал ее любовник – Сергей. Если женщину в какой-то мере оправдывает искреннее, пусть и плотское, чувство, то герой с самого начала поступал расчетливо и бездушно. Именно он, манипулируя чувствами Катерины Львовны, подталкивал женщину на все убийства, кроме, может быть, самого первого. Именно после него Сергей понял, что героиня ради него пойдет на все. И он решил извлечь из их связи максимум выгоды. Когда же взять с Катерины Львовны стало нечего (после осуждения), герой бросил ее, увлекшись более молодой и красивой девушкой. Но, больше того, свои отношения с ней Сергей демонстрировал Катерине Сергеевне, стремясь причинить женщине побольше боли. При других арестантах он оскорблял и унижал свою бывшую любовницу, буквально «втаптывая ее в грязь». Этот человек вел себя очень недостойно, спровоцировав, в конечном счете, убийство Сонетки и смерть Катерины Львовны. Таким образом, после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда» я испытывал целый спектр чувств – от жалости к Катерине Львовне и презрения к Сергею до восхищения талантом писателя, сумевшего передать поистине шекспировскую трагедию, разыгравшуюся в российской провинции.
Первая проблема пьесы — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во Луки. 2) Правда Сатина. Третья — ложь-якорь, держащий людей на “дне”. В пьесе “На дне”. Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров.
Каждый герой несет свою философию, свою идею. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки — вера в человека: “Человека уважать надо!”. Вера может заменить реальную правду, так как она человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее. Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”, несет облегчение обитателям “дна”, утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: “А ведь зачем-нибудь-то я родился”.
Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу — возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: “Я сегодня работал, мел улицу, а водки — не пил!”. Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны. Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько иногда для людей ложь и опасна правда. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Наташа — пропала, Анна — умерла.
Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их. Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит. Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!”. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек — вот правда!”, но без жалости. Сатин — философ, рассуждает о значении человека: “существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга”, Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и (сам Сатин и все остальные жители. Сатин — карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти. Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это — чувствовать себя человеком!”.
Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: “Мне хочется на волю, но цепь порвать я не могу”.
Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.
Сначала героиня решается отравить своего свекра. Борис Тимофеич узнал про связь Катерины Львовны с Сергеем и грозился рассказать об этом ее мужу.
Одно преступление повлекло за собой другое. Слухи о романе его жены с Сергеем дошли до Зиновия Борисовича. Он приехал домой, имея в сердце множество сомнений и желая во всем разобраться. Но Катерина Львовна уже давно решила, как поступить. Едва встретив мужа, героиня выводит из комнаты Сергея и, не стыдясь, признается, что они с ним любовники. Когда же взбешенный Зиновий Борисович вскакивает, чтобы «поставить на место» жену и Сергея, то героиня начинает душить его. Вдвоем со своим любовником они убивают купца.
Но на этом цепь кровавых преступлений не заканчивается. Герои совершают еще одно, наверное, самое тяжкое, убийство – душат маленького мальчика, племянника Зиновия Борисовича, который был наследником части денег их семьи.
На первый взгляд кажется, что именно Катерина Львовна задумала и совершила все эти убийства. Сергей был для героини страстью, отдушиной, счастьем. Недаром Лесков подчеркивает, что до встречи с ним женщина погибала от скуки и тоски – ведь жизнь купеческой жены не отличалась разнообразием. С Сергеем же в жизнь Катерины Львовны вошли любовь и страсть. А это для героини, с ее характером и темпераментом, было жизненно необходимо. И все, что она совершала, эта женщина делала ради Сергея, ради того, что тот был вместе с нею.
Конечно, на мой взгляд, чувство героини не оправдывает преступлений Катерины Львовны. Она забыла все человеческие законы, презрела Бога ради своей страсти. В этом героиня уподобилась животным, которые руководствуются лишь инстинктами. Катерина Львовна совершила непростительный грех, пала очень низко, за что и поплатилась разбитым сердцем, исковерканной судьбой, смертью.
Но, я думаю, что гораздо более низко пал ее любовник – Сергей. Если женщину в какой-то мере оправдывает искреннее, пусть и плотское, чувство, то герой с самого начала поступал расчетливо и бездушно. Именно он, манипулируя чувствами Катерины Львовны, подталкивал женщину на все убийства, кроме, может быть, самого первого. Именно после него Сергей понял, что героиня ради него пойдет на все. И он решил извлечь из их связи максимум выгоды. Когда же взять с Катерины Львовны стало нечего (после осуждения), герой бросил ее, увлекшись более молодой и красивой девушкой.
Но, больше того, свои отношения с ней Сергей демонстрировал Катерине Сергеевне, стремясь причинить женщине побольше боли. При других арестантах он оскорблял и унижал свою бывшую любовницу, буквально «втаптывая ее в грязь». Этот человек вел себя очень недостойно, спровоцировав, в конечном счете, убийство Сонетки и смерть Катерины Львовны.
Таким образом, после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда» я испытывал целый спектр чувств – от жалости к Катерине Львовне и презрения к Сергею до восхищения талантом писателя, сумевшего передать поистине шекспировскую трагедию, разыгравшуюся в российской провинции.