Все развитие историографии, в частности ее методика и стилистика при описании похода Игоря, свидетельствует о том, что принципы этой работы коренным образом отличались от изображения тех же событий в летописях и в "Слове о полку Игореве". Ни в одной из летописей нет следов такой художественной манеры, которая отличает "Слово о полку Игореве". а) использование разнообразных фольклорных приемов; б) образы-картины народного быта (особо обратите внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва) ; в) использование славянской мифологической образности; г) олицетворение природы. Наиболее яркие композиционные части "Слова" Описание солнечного затмения (Темные силы природы оказываются как бы заодно с врагами-синие тучи надвигаются на войско князя вместе с половцами. От горя, вызванного поражением русского войска, страдают деревья и травы-клонятся, роняют листья. )
Золотое слово Святослава (наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к "отню злату столу", Русской земле. Это и дает возможность автору легко переключить "золотое слово" в призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить "за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича! )
Плач Ярославны Он выражает идею мира, идею дома, подчеркивает созидательное начало, противопоставляя мир войне. Плач соотносятся с описанием печали русской земли. Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.)
Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» – писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником» . А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю» . Это был переломный период для Пушкина – период перехода от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского творчества. В стихотворении «К морю» поэт прощается не только со «свободной стихией» , но и романтическим мироощущением.
Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум» . Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии» ? «Глухие звуки» , «глас бездны» , «тишину» , «своенравные порывы» – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» – восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря.
Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты» : «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой» . «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – «скалы» , «заливы» , «блеск» , «тень» и «говор волн» . Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря.
Ни в одной из летописей нет следов такой художественной манеры, которая отличает "Слово о полку Игореве".
а) использование разнообразных фольклорных приемов;
б) образы-картины народного быта (особо обратите внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва) ;
в) использование славянской мифологической образности;
г) олицетворение природы.
Наиболее яркие композиционные части "Слова"
Описание солнечного затмения
(Темные силы природы оказываются как бы заодно с врагами-синие тучи надвигаются на войско князя вместе с половцами. От горя, вызванного поражением русского войска, страдают деревья и травы-клонятся, роняют листья. )
Золотое слово Святослава (наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к "отню злату столу", Русской земле. Это и дает возможность автору легко переключить "золотое слово" в призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить "за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича! )
Плач Ярославны
Он выражает идею мира, идею дома, подчеркивает созидательное начало, противопоставляя мир войне. Плач соотносятся с описанием печали русской земли.
Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах.)
Прощание Пушкина с морем – это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум» . Четвертая строфа – признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии» ? «Глухие звуки» , «глас бездны» , «тишину» , «своенравные порывы» – все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» – восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря.
Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты» : «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой» . «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе – в своих мыслях и в своей душе – «скалы» , «заливы» , «блеск» , «тень» и «говор волн» . Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря.