Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Как делать анализ стихотворения
Для начала следует сказать пару слов о самом авторе. Если вы хорошо знаете его биографию, пишете, что типично для этого поэта в его стихах, какое направление лирики доминирует в его поэзии и т д. и т. п. В общих словах о личности поэта.
Дальше о самом стихотворении. Приводите примеры похожих стихотворений. Раскрываете тему стихотворения (с какой целью написано, о чем). Далее идут менее весомые вещи: предположения или факты о том, что повлияло на автора при написании стиха, какие эмоции и ассоциации вызывает это стихотворение.
Важно помнить, что стихотворение это зеркало души поэта, попытайтесь понять какие эмоции переживал автор в момент написания, что он чувствовал, и запишите это в свой анализ.
После основной части анализа, его можно дополнить теоретическими сведениями, например, каким размером написано стихотворение (хорей, ямб, дактиль и проч.), какими средствами выразительности богато творение (тропы, стилистические фигуры), как называется такая форма стиха и т. п.
В завершении нужно сказать в целом о лирике поэта, пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение, ваш стиль жизни.
Схема анализа стихотворения
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
два десятка лет, после выхода в 1990 году в «художественной » двухтомника ивана петровича шухова, книги его в москве ни разу не издавались. и вдруг, нежданно – негаданно, пришла из российской столицы добрая весть: издательство «вече» решило выпустить отдельными томами романы «горькая линия» и «ненависть», нет, «добрая весть» - сказано бледно: вернее – весть окрыляющая – в 2011 году исполнится восемьдесят лет со дня первого выхода там же, в москве, обеих книг! факт говорит сам за себя : минуло почти три четверти прошлого века, десятилетие века нового, произошли « на нашей земле и вокруг» перемены, а книги выжили, не канули в пучину времен! и стало быть, по-прежнему нужны теперь уже и нынешнему – «постсоветскому» читателю. причем, оба романа пополнили собою авторитетную, выходящую на протяжении нескольких лет издательскую серию «сибириада». в ней увидели свет такие широкоизвестные, любимые в народе книги, как «угрюм-река» вячеслава шишкова, «амур-батюшка» николая задорнова, «дерсу узала» владимира
интересно все-таки – почему же неисчислимое множество творений исчезает без следа зачастую еще при жизни их создателей и только отдельные произведения остаются востребованными все новыми и новыми поколениями читателей? насчет соотношения первой категории книг – обреченных на быстрое забвение, и второй – остающихся, условно говоря, в вечности, - есть такое суждение писателя, доктора наук александра потемкина. за девятнадцатый век, пишет он, ценностное духовное качество обрели книги около сорока авторов, в двадцатом веке – ничуть не больше, а какое невероятное количество печатных изданий было выпущено? ! десятки, а то и сотни тысяч имен вбрасывались на читательский рынок. но в классической категории остались единицы. сказано без всякой схоластики – предельно лаконично, просто и наглядно: на бездонную прорву словесной макулатуры всего-навсего около сорока книжных шедевров!
такова статистика. но не менее интригующе и важно проследить : а есть ли некие критерии, по которым происходит отбор – отделение зерен от плевел ? этим вопросом задался другой исследователь – петр алешкин, опубликовавший в « россии» статью «какие книги выбирает время? ». размышляя о классических произведениях мировой , писатель отметил три основных критерия, которым они отвечают. во-первых, в центре всех произведений, прошедших строгий суд времени, всегда судьба человека со своим своеобразным, присущим только ему живым характером. во-вторых, во всех классических произведениях события не пересказываются, авторы не повествуют о жизни человека, а изображают ее, изображают словом, образами. в – третьих, язык. здесь автор статьи поясняет, почему только на третье место можно поставить формулу сомерсета моэма: классическое произведение должно быть написано просто, ясно и благозвучно. можно назвать немало книг, которые написаны не благозвучно и не просто, но они стоят в первом ряду мировой классики. например, романы достоевского. они стоят в первом ряду самых великих книг мировой литуратуры, потому что они полностью отвечают двум основным и нескольким второстепенным критериям.
Вопросы к анализу стихотворения
Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
Сюжет:
есть сюжет: образы событий (…каких именно…);
без сюжета: образы чувств (…).
Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб – парная;
абаб – перекрестная;
абба – кольцевая.
Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет – художественное определение;
сравнение;
аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония – скрытая насмешка;
гипербола – художественное преувеличение;
литота – художественное преуменьшение;
олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" – отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация – повторение одинаковых согласных;
ассонанс – повторение гласных;
анафора – едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Образ лирического героя, авторское "Я".
Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Как делать анализ стихотворения
Для начала следует сказать пару слов о самом авторе. Если вы хорошо знаете его биографию, пишете, что типично для этого поэта в его стихах, какое направление лирики доминирует в его поэзии и т д. и т. п. В общих словах о личности поэта.
Дальше о самом стихотворении. Приводите примеры похожих стихотворений. Раскрываете тему стихотворения (с какой целью написано, о чем). Далее идут менее весомые вещи: предположения или факты о том, что повлияло на автора при написании стиха, какие эмоции и ассоциации вызывает это стихотворение.
Важно помнить, что стихотворение это зеркало души поэта, попытайтесь понять какие эмоции переживал автор в момент написания, что он чувствовал, и запишите это в свой анализ.
После основной части анализа, его можно дополнить теоретическими сведениями, например, каким размером написано стихотворение (хорей, ямб, дактиль и проч.), какими средствами выразительности богато творение (тропы, стилистические фигуры), как называется такая форма стиха и т. п.
В завершении нужно сказать в целом о лирике поэта, пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение, ваш стиль жизни.
Схема анализа стихотворения
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
два десятка лет, после выхода в 1990 году в «художественной » двухтомника ивана петровича шухова, книги его в москве ни разу не издавались. и вдруг, нежданно – негаданно, пришла из российской столицы добрая весть: издательство «вече» решило выпустить отдельными томами романы «горькая линия» и «ненависть», нет, «добрая весть» - сказано бледно: вернее – весть окрыляющая – в 2011 году исполнится восемьдесят лет со дня первого выхода там же, в москве, обеих книг! факт говорит сам за себя : минуло почти три четверти прошлого века, десятилетие века нового, произошли « на нашей земле и вокруг» перемены, а книги выжили, не канули в пучину времен! и стало быть, по-прежнему нужны теперь уже и нынешнему – «постсоветскому» читателю. причем, оба романа пополнили собою авторитетную, выходящую на протяжении нескольких лет издательскую серию «сибириада». в ней увидели свет такие широкоизвестные, любимые в народе книги, как «угрюм-река» вячеслава шишкова, «амур-батюшка» николая задорнова, «дерсу узала» владимира
интересно все-таки – почему же неисчислимое множество творений исчезает без следа зачастую еще при жизни их создателей и только отдельные произведения остаются востребованными все новыми и новыми поколениями читателей? насчет соотношения первой категории книг – обреченных на быстрое забвение, и второй – остающихся, условно говоря, в вечности, - есть такое суждение писателя, доктора наук александра потемкина. за девятнадцатый век, пишет он, ценностное духовное качество обрели книги около сорока авторов, в двадцатом веке – ничуть не больше, а какое невероятное количество печатных изданий было выпущено? ! десятки, а то и сотни тысяч имен вбрасывались на читательский рынок. но в классической категории остались единицы. сказано без всякой схоластики – предельно лаконично, просто и наглядно: на бездонную прорву словесной макулатуры всего-навсего около сорока книжных шедевров!
такова статистика. но не менее интригующе и важно проследить : а есть ли некие критерии, по которым происходит отбор – отделение зерен от плевел ? этим вопросом задался другой исследователь – петр алешкин, опубликовавший в « россии» статью «какие книги выбирает время? ». размышляя о классических произведениях мировой , писатель отметил три основных критерия, которым они отвечают. во-первых, в центре всех произведений, прошедших строгий суд времени, всегда судьба человека со своим своеобразным, присущим только ему живым характером. во-вторых, во всех классических произведениях события не пересказываются, авторы не повествуют о жизни человека, а изображают ее, изображают словом, образами. в – третьих, язык. здесь автор статьи поясняет, почему только на третье место можно поставить формулу сомерсета моэма: классическое произведение должно быть написано просто, ясно и благозвучно. можно назвать немало книг, которые написаны не благозвучно и не просто, но они стоят в первом ряду мировой классики. например, романы достоевского. они стоят в первом ряду самых великих книг мировой литуратуры, потому что они полностью отвечают двум основным и нескольким второстепенным критериям.