Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
1. предпосылки ренессанса в италии. эпоха дученто.
2. основные вехи жизненного и творческого пути данте. данте и флоренция.
3. «новая жизнь» и «пир» - лирический и философский пролог «божественной комедии» (концепция любви, соотношение разума и сердца, земного и небесного начал, символика чисел 3 и 9 - как сюжетно и идейно образующих элементов текста произведения).
4. «божественная комедия» - как единое художественное целое:
а) проблема жанра («комедия» – «божественная комедия»); б) принцип композиционного единства «комедии». роль чисел 3, 9. 33, 100 в художественном мире «комедии»; в) образ автора как основа идейно-художественного единства «комедии». значение и роль «пролога». три лика автора (повествователь, лицо, участник событий), причины чередования этих начал в образе автора, объединяющее их начало - демиургическое; г) цветовая и световая символика «комедии», причины изменения цветового и состояния мира; д) образы человека в «комедии» (грешники в аду, праведники в раю).
5. «ад» - структурная часть «божественной комедии»:
а) ведущий принцип создания образов грешников; б) концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха. гуманистический идеал данте.
Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
- А вот и он. Что же он нам расскажет?
1. предпосылки ренессанса в италии. эпоха дученто.
2. основные вехи жизненного и творческого пути данте. данте и флоренция.
3. «новая жизнь» и «пир» - лирический и философский пролог «божественной комедии» (концепция любви, соотношение разума и сердца, земного и небесного начал, символика чисел 3 и 9 - как сюжетно и идейно образующих элементов текста произведения).
4. «божественная комедия» - как единое художественное целое:
а) проблема жанра («комедия» – «божественная комедия»); б) принцип композиционного единства «комедии». роль чисел 3, 9. 33, 100 в художественном мире «комедии»; в) образ автора как основа идейно-художественного единства «комедии». значение и роль «пролога». три лика автора (повествователь, лицо, участник событий), причины чередования этих начал в образе автора, объединяющее их начало - демиургическое; г) цветовая и световая символика «комедии», причины изменения цветового и состояния мира; д) образы человека в «комедии» (грешники в аду, праведники в раю).
5. «ад» - структурная часть «божественной комедии»:
а) ведущий принцип создания образов грешников; б) концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха. гуманистический идеал данте.
6. значение «божественной комедии» в мировой .
источник: