В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
nikitkasorokin2
nikitkasorokin2
19.10.2022 10:35 •  Литература

Прочитай рассказ и ответь на вопросы по содержанию. Утебай Канахин. Как друзья рыбу. Солнце палило так нещадно, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое. Степные зверьки и птицы, которые ещё утром озабоченно копошились рядом со своими владениями, к полудню затаились, попрятались в тени, и даже степной соловей - кузнечик - перестал петь свою летнюю песню. Горячий воздух растекался над землёю, становясь видимым, обретал причудливые формы и дразнил воображение миражом глубокого синего озера. Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из ча- банского аула четверо мальчишек - длиннющий Мырзабёк, худой Ербол, крепыш Кеулимжай и светлолицый толстяк Дуйсен. Они слышали не раз, что где-то здесь неподалёку есть озеро с холодной чистой водой. В такую одуряющую жару нет ничего желаннее. На головах у мальчишек - свёрнутые из рубашек чалмы, ноги босы, в руках у каждого по палке. Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые бес разевали рты, изнывая от недостатка воды. Толстяк Дуйсен, самый младший из четвёрки, радостно заявил: - Вот здорово! Кошке рыбы принесу... - и со всего маху шлёпнул палкой по воде. Поверхность её тут же запестрела от светлых рыбьих брюшек. - И моя собака рыбу любит... - протянул кто-то вслед за Дуйсеном. - Сейчас же перестаньте! - рассерженный Мырзабек выхватил из рук Дуйсена палку и забросил её в дальние кусты. - Есть у вас хоть капля жалости? Неужели вы не видите, кого бьёте?! Они и так еле дышат, а вы ещё палками... Полюбуйся, сколько ты за раз убил! А ведь они могли добраться до большой воды и дать жизнь целой куче маленьких рыбок. - Не мы же их без воды оставили, - попробовали оправдаться ребята. - Что же теперь делать? - виновато спросил Ербол. Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд на лужу и решительно объявил: - Соорудим канал и соединим эту лужу с озером. - А когда рыть начнем? - Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться! Выслушав всех, Мырзабек скомандовал: - Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли! ... Они обливались потом, натруженные ладони нестерпимо горели, а коленки дрожали от напряжения. Особенно страдал Дуйсен: утром он проглотил натощак несколько кусочков солёного курта и теперь умирал от жажды. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками. Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро прямо вместе с чёрной густой жижей. Потом посбрасывали с себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло. ...Счастливые и довольные, с лопатами и кирками в руках, друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни. ответь на вопросы по содержанию рассказа. ( 5 б.) 1. Определи тему и идею рассказа. 2. Придумай к рассказу такое название, чтобы в нём была выражена основная мысль, идея произведения. 3. Найди в тексте описание полудня. С какой целью автор ввёл его? Какие образные средства использовал для описания летнего зноя? 4. Кто из рассказа больше всего тебе понравился и почему? 5. Прочитай последние строчки рассказа. Объясни, почему ребята были счастливые и довольные. . 2. Из данных предложений определи гиперболу, олицетворение, эпитеты и распредели по столбикам. Солнце палило так нещадно, словно сошло с ума. Жара загнала по норам и гнёздам всё живое… Счастливые друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни. Гипербола Олицетворения Эпитет 3 б. 3. По интернету вам пришло сообщение от иностранца. Запиши это сообщение грамотно. Озаглавь текст. Мы приглашать ты в наш страна в гость Мы хотеть показать ты интересное природное явление – северное сияние. Приехать к мы ты мочь на поезд или самолёт. Сообщать, когда мы должен встречать ты.

Показать ответ
Ответ:
lissasalvatore
lissasalvatore
04.03.2022 08:10

1.основная тема рассказа самоотверженность и доброта

2. ребёнок поссорившихся родителей нашел красное яблоко и показал папе, он вспомнил молодость, как он приносил яблоки своей возлюбленной

3.это его воспоминая о школы

4. это уже вопрос к автору

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота