Прочитай текст. Раздели его на части. Составь план по вопросам. Золотой луг.
1. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
2. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
3. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.
(По М. Пришвину)
Онегин — светский петербургский молодой человек, столичный аристократ.
Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание француза-гувернера тав юношей, Онегин ведет типичную для молодежи того времени жизнь: балы, рестораны, посещение театров. Но Евгений Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражаемую странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества.
Когда Евгением овладевает хандра, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать у него ничего не вышло!
Позже, уехав в имение, которое он получил от дяди, Онегин пытается заняться устройством крестьян: Но вся его деятельность хозяина-помещика этой реформой и ограничилась.
Евгения Онегина от душевной пустоты не смогли даже такие сильнейшие чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”.
Онегин убил своего друга Ленского, так как светские предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль.
Мне кажется, Пушкин осуждает своего героя: он вел себя эгоистично по отношению к окружающим его людям, хотя впоследствии Онегин это осознал. Его можно назвать героем своего времени, потому что Евгений так же, как и герой произведения Лермонтова Печорин, был выше того общества, в котором он находился. Очень мало людей могли его понять. Я думаю, что именно поэтому Евгений Онегин был таким, каков он есть.
В нем поэт рисует картины жизни и светского общества, и провинциального дворянства, и крестьянства. Роман «Евгений Онегин» В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это произведение и об умственной жизни дворянской молодежи, типичными представителями которой являются герои романа Евгений Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга Ларины.
В лице Онегина Пушкин изобразил тот тип просвещенного дворянства, который сложился в 20-е годы Х1Х века. Онегин родился в семье богатого дворянина. Отец его «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Как и вся аристократическая молодежь того времени, Онегин получил домашнее воспитание и образование под руководством француза-гувернера. Он ведет типичную для «золотой молодежи» праздную жизнь: каждый день балы, прогулки по Невскому проспекту. Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы молодежи. Пушкин отмечает в нем «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. И Онегин не мог не разочароваться в светской жизни. Он критически относится к укладу жизни дворянского общества. Таких людей, как Онегин, оно приводило к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему хочется, но он … очень хорошо знает, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».
На примере Онегина Пушкин показал тот путь, по которому шла часть дворянской интеллигенции его времени. Пушкин осудил этот путь , делающий героя общественно бесполезным, «лишним человеком».
Иной путь, по которому шла некоторая часть дворянской молодежи 20-х годов, раскрыт на примере жизни Ленского. Ленский получил образование и воспитание в «Германии туманной». Оттуда он привез «вольнолюбивые мечты …и кудри черные до плеч». Пушкин указывает на присущее Ленскому «благородное стремление и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых». Ленский воспринимает людей и жизнь как романтик- мечтатель. Непонимание людей, восторженная мечтательность приводят Ленского к трагическому концу при первом же столкновении с действительностью. Он видит цель жизни в любви к Ольге, считает ее совершенством, хотя она обыкновенная девушка. «Всегда скромна, всегда послушна», она ни о чем не задумывается глубоко, а следует принятым жизненным правилам. Ее чувства не отличаются глубиной и устойчивостью. Она «недолго плакала» о Ленском и скоро вышла замуж.
Устойчивостью и глубиной чувств отличалась сестра Ольги - Татьяна. Татьяна Ларина воспитывалась на французских романах, поэтому она была так же, как и Ленский, романтична. Но Татьяна близка к народу. Татьяна мечтает о таком человеке, который был бы похож на героев ее любимых романов. Такого человека, как ей кажется, она нашла в Онегине. Но он отвергает любовь Татьяны. Судьба ее трагична, но характер не изменился.
Роман «Евгений Онегин» имеет огромное историческое и общественное значение. Белинский предсказал роману историческое бессмертие: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи: пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор …».