Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и рождает стихотворения-отповеди (“Безумец я! Вы правы!.. ”), размышления о смысле жизни (“И скучно и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения "насмешливого, безумного света". Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли! Как мог я цепь предубеждений Умом свободным потрясать, И пламень тайных угрызений За жар поэзии принять? Нет, не похож я на поэта! Я обманулся, вижу сам; Пускай как он, я чужд для света, Но чужд зато и небесам!
Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.
Безумец я! вы правы, правы! Смешно бессмертье на земли.
Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет "гордого чела". Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы. Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворении “Безумец я... ” Мои слова печальны: знаю; Но смысла их вам не понять. Я их от сердца отрываю, Чтоб муки с ними оторвать! Нет.. . мне ли властвовать умами, Всю жизнь на то употребя? -
как холодно было в этот вечер! а вечер был последний в году - канун нового года. в эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой да еще и босая. девочка бродила по улицам, и ножки её покраснели от холода. в её кармане передника лежало несколько пачек серных спичек. она шла голодная и продрогшая. снежинки садились на лицо её и длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам. изо всех окон лился свет, на улице пахло жаренным гусем - ведь был канун нового года. девочка подошла к дому чиркнула о стену спичкой и вот что она увидела: всё вокруг осветилось, в этом сиянии она увидела свою старую покойнуя бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую. девочка торопливо чиркнула всеми спичками, и спички вспыхнули так ослепительно, что стало светло, словно днем. бабушка взяла девочка на руки, и они вдкоем вознеслись вверх, на небо к богу. морозным утром за выступом дома нашли мертвое тельце девочки, рядом с ней лежало много сгоревших спичек. и никто не знал что случилось с этой маленькой девочкой, никто не мог догадаться какие чудеса видела она этой новогодней зимой.
Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения "насмешливого, безумного света".
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!
Как мог я цепь предубеждений
Умом свободным потрясать,
И пламень тайных угрызений
За жар поэзии принять?
Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам;
Пускай как он, я чужд для света,
Но чужд зато и небесам!
Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.
Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет "гордого чела". Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы.
Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворении
“Безумец я... ”
Мои слова печальны: знаю;
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать!
Нет.. . мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? -
как холодно было в этот вечер! а вечер был последний в году - канун нового года. в эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой да еще и босая. девочка бродила по улицам, и ножки её покраснели от холода. в её кармане передника лежало несколько пачек серных спичек. она шла голодная и продрогшая. снежинки садились на лицо её и длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам. изо всех окон лился свет, на улице пахло жаренным гусем - ведь был канун нового года. девочка подошла к дому чиркнула о стену спичкой и вот что она увидела: всё вокруг осветилось, в этом сиянии она увидела свою старую покойнуя бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую. девочка торопливо чиркнула всеми спичками, и спички вспыхнули так ослепительно, что стало светло, словно днем. бабушка взяла девочка на руки, и они вдкоем вознеслись вверх, на небо к богу. морозным утром за выступом дома нашли мертвое тельце девочки, рядом с ней лежало много сгоревших спичек. и никто не знал что случилось с этой маленькой девочкой, никто не мог догадаться какие чудеса видела она этой новогодней зимой.