Корабль разбился в нескольких километрах от пустынного острова. Из всей команды и пассажиров выжил лишь один человек. Он уцепился за плавающую доску и несколько часов плавал в открытом море, пока течение, наконец, не прибило его к берегу. Выбравшись на землю, человек отдышался, осмотрелся и, не найдя никаких следов других людей на одиноком диком пляже, с ужасом подумал: "Неужели я попал на необитаемый остров?". Эта мысль испугала его, но и одновременно заворожила - ведь, несмотря на трудности и опасности одинокого существования, кто не желал бы (хотя бы на миг) побыть на месте Робинзона Крузо? Так и не решив, больше пугает его мысль или завораживает, человек побрел вдоль берега, желая обойти его весь. Обход острова занял у него небольше часа - островок оказался небольшим. После обхода человек убедился в необитаемости острова, а также в том, что, похоже, здесь нет страшных хищников, но зато есть кролики, дикие куропатки, большие черепахи и родник вкуснейшей чистой воды. Последние открытия очень обрадовали человека, ведь теперь ему не грозила голодная смерть. "Надо найти надежное пристанище для ночлега", - решил человек. Зайдя в маленький лесок около пляжа и найдя дерево покрепче, он залез на него, устроился поудобнее и решил немного поспать. "Посплю до рассвета, а там поймаю и разделаю куропаточку, пожарю на костре и сытно пообедаю", - с такой сладкой мыслью человек заснул. Он еще не знал, что его карманный ножик утонул в море и теперь покоился на дне, а его спички непоправимо отсырели...
Ох, как верно же! Но об этом мало кто знает. Большинство уверено, что образовываясь, они умнеют. Или даже не так. Для большинства термин "умнеть", фактически, не существует; в глубине души они считают его мифом. Подавляющее большинство обучающихся таких целей как "поумнеть" при обучении не ставит, скорее потому, что не знает, что это (поумнение) можно делать/получать/достигать, и даже управлять процессом своего поумнения. Мало того, большинство тренеров, преподавателей, учителей не ставит себе в цели поумнению тех, кто пришёл к ним учиться. Очевидно, потому, что либо не знают о том, что умнеть реально, либо не верят, что это возможно в их личной реальности, либо просто не умеют сопровождать людей в процессе их поумнения. Для меня же это один из главных критериев оценки прохождения участниками моих тренингов и семинаров - умнеют ли они в процессе обучения. Человек редко умнеет. Умнеть его не учили. Ни родители, ни учителя в школе, ни университетские преподаватели. Лишь оказавшийся рядом мудрый человек может нам сдвинуться с прежних позиций и начать умнеть. Иногда. Если повезёт. И если нас самих к тому моменту здорово припрёт. Но это редкость. Чудо. На которое надеяться почти нельзя. Не стоит полагаться на чудо и случайность. Не стоит думать, что ум это нечто неизменное. И не стоит надеяться, что количество выученных терминов или теорий моможет вам поумнеть. Умнеть - это не то, что кажется большинству обучающихся. "Поумнели ли вы за это время?" - спрашиваю я участников своих тренингов. Для новичков вопрос не совсем понятен. Он не понятен каждому, кто не или не заметил) процесс своего поумнения. Участникам моих тренингов этот процесс заметен - потому что Я ЗАСТАВЛЯЮ их обращать внимание на все стадии своего поумнения. Фактически, это один из основных приёмов и принципов, которыми я пользуюсь на своих тренингах. По большому счёту поумнение участников это главный результат моего тренинга. Любого моего тренинга (и корпоративного, и открытого, и для тех, за кого платят, и для тех, кто платит за себя сам, и для руководителей, и для подчинённых, и для бизнесменов, и для функционеров офисного фронта), если это не оговорено заранее. Да, друзья, на моём тренинге можно и не поумнеть, и это не только тем, кто отказывается умнеть (не поверите, есть и такие!). Есть ситуации (например, у руководителя выделено на обучение мало денег, а задачи обучения заранее чёткие, строго очерченные, согласованные и понятные - овладеть конкретным инструментарием (продаж, контакта с клиентом, решения задач, и так далее)), в которых поумнение участников не нужно, или оно слишком дорого, или слишком опасно. Изучить и отработать пару неотбиваемых приёмов, выявить [для наблюдателей] схему процессов в системе, ознакомить с азами проф.мастерства, утвердить нужные модели мышления, вернуть перевёрнутую иерархию власти на место, и так далее, если мы говорим о корпоративном тренинге - тут поумнение участников не нужно. Когда руководителю не нужны системные изменения, когда он не собирается менять стиль своего управления - иногда опасно делать его подчинённых умнее - они либо захватят над ним власть, либо быстро начнут требовать другого уровня оплаты, либо просто убегут от него в другую компанию к конкурентам, захватив с собой всю базу контактов.