Прочитайте цитаты из текста романа E. Замятина «Мы» и выполните задания: 1. Выберите цитаты, которые, по вашему мнению, связаны с проблематикой романа
E. Замятина «Мы». Объясните, каким образом цитаты связаны с проблематикой.
2. Выберите цитаты, которые связаны с выражением авторской позиции в романе
E. Замятина «Мы». Докажите свою точку зрения.
3. Выберите цитаты, свидетельствующие об антиутопическом характере романа «Мы».
Объясните, каким образом цитаты или фрагменты указывают на антиутопический мир романа.
1) Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от
свободы.
2) Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
3) Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, – это вера.
4) Почему танец красив? ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь
глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной
несвободе.
5) Это потому, что никто не «один», но «один из».
6) Блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.
Человек перестал быть диким животным только тогда, когда он построил первую стену.
7) Нет в жизни ни черного, ни белого, и цвет зависит только от основной логической
посылки.
4. Рассмотрите иллюстрацию к поэме А. Ахматовой «Реквием». Укажите и
приёмы, использованные автором раскрытию основной идеи произведения.
Опишите сходства и различия в представлении образов, художественного времени и
пространства в поэме и иллюстрации.
5. Насколько точно, на ваш взгляд, удалось художнику передать идею поэмы «Реквием»?
Докажите свою точку зрения.
Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения.
Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…» .
Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» , воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») , говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье») , возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина.
.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный» , рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный» , «вдохновенья – заточенья») , но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.