Прочитайте докладную записку А.Х.Бенкендорфа1 Николаю I о стихотворении «Смерть Поэта» и резолюцию императора.
Докладная записка о стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»
Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он до этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат во о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи рас в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать. А.Х.Бенкендорф
o Бенкендорф Александр Христофорович (1781 или 1783—1844) — граф, шеф корпуса жандармов и начальник III Отделения, генерал-адъютант.
Резолюция Николая I
Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.
Что более всего возмутило шефа жандармов в стихотворении Лермонтова?
Как вы оцениваете реакцию и распоряжение Николая I?
С Омском была связана жизнь Ивана Петровича Шухова (1906-1977), автора известных романов «Горькая линия» и «Ненависть». Родился он в старой казачьей станице Пресновка Петропавловского уезда Акмолинской области. В большой многодетной семье гуртоправа Петра Семеновича и Ульяны Ивановны Шуховых Ваня был самым младшим среди двенадцати своих братьев и сестер. «Всем, что во мне есть хорошего – в человеке и литераторе, - писал он, - обязан я моим неграмотным родителям, в первую очередь – моей матери». По словам писателя, «это была простая станичная казачка, очень религиозная, очень общительная, очень доверчивая и кроткая женщина».
Жизнь его отца, Петра Семеновича Шухова, проходила в постоянных длительных поездках по казачьим степям. Петр Семенович прекрасно изучил жизнь казачьих станиц и казахских аулов. Любящий отец и великолепный рассказчик, он делился со своей семьей впечатлениями от поездок и часто рассказывал об обычаях и нравах, о людях и судьбах, обо всем, что видел и слышал.
Где бы ни был Шухов, он всегда помнил о своей родине. Иван Петрович из Пресновки уезжал, но никогда не порывал с ней надолго, не переставая себя чувствовать этой станицы и часто вновь и вновь возвращался в родные места. В Пресновке он учился в церковно-приходской школе, затем поступил в педагогический техникум в Петропавловске. В 1926 году он приехал в Омск и поступил на рабфак. В одном из писем Василию Квитко от 29 ноября 1966 года Иван Шухов сообщал: «Вот и наша юность и молодость позади, милый мой Вася. Но юность – омская – наша мне не кажется полупризрачной и далекой. Живо, ярко вижу тебя – молодого, крепко сбитого, веселого – рядом с собою. Помню все. Твою кепку. Твою шинель цвета хаки. Наши литературные вечера в Сибаке, в омском рабфаке. Салон Тамары Греховодовой. Твое чтение рассказов под аккомпанемент рояля…».
Сложилось так, что именно свои студенческие годы талантливый писатель и публицист провел в Омске, где с 1924 по 1926 посещал рабфак. Именно тогда Иван Шухов начал впервые публиковать в омских газетах свои корреспонденции и стихи, о которых он впоследствии скажет: «Я пишу стихи, чтобы научиться писать прозу». Кроме того, Иван Шухов принимал самое активное участие в работе литературного кружка. В. Квитко писал об этом: «Год 1925. Мы оба тогда были студентами: Шухов Омского рабфака, я – агрофака Сибирской сельскохозяйственной академии. Впереди ждали разные дороги… Но это – позже. А тогда нас и таких же, как мы, молодых друзей объединил горячий интерес к литературе, желание сказать собственное слово обо всем, что мощно вторгалось в новую, принесенную Великим Октябрем кипучую жизнь. С этой целью и был создан литературный кружок молодежи, получивший вскоре солидное наименование – филиал Всероссийской ассоциации пролетарских писателей».
А вот как была освещена история этого литературного объединения в газете «Рабочий путь»: «Осенью 1924 года началась жизнь омского филиала ВАПП… Но организация была тогда непрочная… В конце сентября 1925 года опять пришлось создавать организацию, оживлять. Собрались рабфаковцы (Шухов, Трусов и Таежный) в 24 аудитории и заявили: Омский филиал ВАПП должен жить.
В декабре 1925 года получили от Юрия Либединского телеграмму. На пленум ВАПП приглашались из Омска два делегата. На пленуме выяснилось, что Омский филиал ВАПП (единственный тогда в Сибири) – один из самых сильных в провинции. С этого времени вапповцы начали выступать на рабочих, вузовских и школьных вечерах со стихами и рассказами о революции и новом быте.
Маленький, чернявый Иван Шухов читал нараспев стихи о комсомолке, и о листопаде».
Активно участвовал Иван Шухов и в обсуждении произведений кружковцев. В 1925-1925 годах публиковал стихи и рассказы в студенческих газетах, в «Рабочем пути», «Красном студенчестве», в «Журнале крестьянской молодежи». В 1928 году некоторое время он вновь провел в Омске, где печатался в газете «Рабочий путь». Среди его друзей был Леонид Мартынов. С ним Шухов постоянно встречался, вместе они выступали на литературных вечерах.
Хотелось бы немного сказать и о дружбе Ивана Шухова с Павлом Васильевым, которого он по-братски любил. Вслед за Есениным Васильев становится одним из любимых поэтов Шухова. Стихи его очень увлекли писателя, велика была и духовная близость Шухова к этому поэту. Несомненное воздействие васильевских строф сказалось и в собственных стихах Ивана Шухова этого периода:
Ветреная! Косы, как жгуты.
Легче птичьих крыльев твои руки.
Я хочу, чтоб в этот вечер ты
Вместе с песней, яркой, как цветы,
И меня взяла бы на поруки.
Верю в ненадежный твой приют.
Мы с тобой, наверное, на пару
Любим слушать, как в ночи поют
Бубенцы под звонкую гитару.
Что нам надо? Сани да дугу,
Гнутую в Ирбите для разгула,
Да такую чертову пургу,
Чтобы сердце замерло от гула
Джульєтта Капулетті - головна героїня трагедії У. Шекспіра «Ромео і Джульєтта», юна дівчина з наївністю дитини, яка змінилася в ім'я любові. Джульєтта належить до сімейства Капулетті, яке з давніх-давен ворогує з сім'єю Монтеккі. Вона з'являється на початку твору і постає безтурботним дівчинкою, оточеній турботою батьків, оберігається двоюрідним братом Тибальтом і улюбленої своєї годувальницею. Та відноситься до Джульєтти, як до власної дочки і готова заради неї на все. Знатний рід Капулетті у Вероні добре знають і шанують.