Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки и выполните задания
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре...
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
- Кто хочет?!
- Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.
- И мне!.. И мне!.. Мне тоже!..
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
- Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.
- Мне! Мне! Корочку!..
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их.
- Пахорукий! - выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли в разные стороны.
На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как с не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.
- Это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно со злорадством объявили:
- Володька Тенков сытый! Он это!..
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок.
- В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
Задания
1. Определите роль этого эпизода в рассказе
2. Подберите название эпизода
3. Охарактеризуйте героев эпизода на основе деталей и цитат, объясните детали, создающие образ главного героя
4. Сделайте вывод о характере героя, эмоционально выразите свое отношение к поведению героя и его системе ценностей
5. Назовите приемы, выражающие отношение автора к герою, сделайте выводы об отношении автора к герою
когда лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно понять, что презирают её. ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: миронова по прозвищу «железная кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), попов (подкаблучник шмаковой, смотрящий ей в рот), валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в москву), васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед леной) и сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). причина неприязни к лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. желая хоть как-то завоевать уважение , лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей кличку «чучело», на которую лена старается не обижаться. и только дима сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка димы.
решили прогулять урок и пойти в кино. когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, так много работали, что и решили прогулять урок). лена вызывается её принести, но спотыкается, и дима, обозвав её недотепой - "ну что ты в самом деле недотепа какая-то! " , бросается вперёд. лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница маргарита ивановна выпытывает у димы, куда они все сбежали. в какой-то момент она называет его трусом, и дима, не выдержав, выдаёт тайну. лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся шмакова и попов.
в наказание за прогул отменяют поездку в москву в осенние каникулы, к которой все долго и трепетно готовились. решают найти и наказать виновного, и лена, видя нерешительность димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.
лена долгое время надеется, что дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает лену, и не поверят ему. правду знают ещё двое: шмакова и попов, которые прятались под партой во время разговора димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как сомов будет мучиться.
надежда, вера и любовь лены к диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего лену.
видя, что дело зашло слишком далеко, диму выдаёт попов.
однако лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе.
дедушка лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма.
на прощание дедушка лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая похожа на его внучку. в заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «чучело, прости нас! ».
«тара́с бу́льба» — повесть николая васильевича гоголя, входит в цикл «миргород». при подготовке черновой рукописи к печати гоголем были внесены многочисленные исправления. большая небрежность черновой рукописи «тараса бульбы», пропуски отдельных слов, неразборчивый почерк, незаконченный вид отдельных фраз — всё это к тому, что в составе «миргорода», опубликованной в 1835 году вкралось множество погрешностей. к 1842 году у гоголя появилась новая переработка «тараса бульбы», где появились новые эпизоды, а объем повести увеличился вдвое. уехав в 1842 году за границу, гоголь поручил все заботы о печатавшемся собрании всех своих сочинений николаю яковлевичу прокоповичу, подчеркнув, что в его повести «тарас бульба» много погрешностей. в 1842 году вышла её вторая, и переработанная редакция с изменениями гоголя и прокоповича, где прокопович внимательно относится ко всем просьбам гоголя и большая часть правок приходится на долю слов и словосочетаний, которые не соответствовали нормам языка. например, заменено местоимение «сей» на «этот».
события книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине xvii века[1].
одним из прообразов тараса бульбы является предок известного путешественника н. н. миклухо-маклая, родившийся в стародубе в начале xvii века куренной атаман войска запорожского охрим макуха, сподвижник богдана хмельницкого, который имел троих сыновей: назара, хому (фому) и омелька (емельян), хома (прототип гоголевского остапа) погиб, пытаясь доставить назара отцу, а емельян стал предком николая миклухо-маклая и его дяди григория ильича миклухи, учившегося вместе с николаем гоголем и рассказавшего ему семейное предание. прообразом является также иван гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена — , а — вымышленная.