Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него.
Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей.
Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери.
Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
!.Утром казаки покинули крепость и насильно увели с собой Юлая. 2.Маша выехать в Оренбург не успела. 3.К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника. Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем. 4.Капитан велит стрелять. Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются прочь. 5.Штурм крепости. Коменданту удается выстрелить из пушки , затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку. Но солдаты не следуют за командиром. 6.Нападающие врываются в крепость. 7.Виселица на площади. 8.Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом и солью. 9.Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского дома и принимает от пленных присягу. 10.Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются. Их тут же вешают. 11.Швабрин в кругу мятежников. 12Гринева ведут к виселице за отказ присягнуть самозванцу. 13.Савельичу удается вымолить помилование. 14.Гринева освобождают. 15. Василиса Егоровна. Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева беглым каторжником. Старуху убивают.
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него.
Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей.
Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери.
Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
!.Утром казаки покинули крепость и насильно увели с
собой Юлая.
2.Маша выехать в Оренбург не успела.
3.К стенам крепости подъезжают четыре казака-изменника.
Они предлагают сдаться и признать Пугачева государем.
4.Капитан велит стрелять.
Одного из переговорщиков убивают, остальные бросаются
прочь.
5.Штурм крепости.
Коменданту удается выстрелить из пушки ,
затем он велит открыть ворота и бросается на вылазку.
Но солдаты не следуют за командиром.
6.Нападающие врываются в крепость.
7.Виселица на площади.
8.Собирается народ, многие встречают бунтовщиков хлебом
и солью.
9.Самозванец сидит в кресле на крыльце комендантского
дома и принимает от пленных присягу.
10.Иван Игнатьич и Миронов присягнуть отказываются.
Их тут же вешают.
11.Швабрин в кругу мятежников.
12Гринева ведут к виселице за отказ присягнуть
самозванцу.
13.Савельичу удается вымолить помилование.
14.Гринева освобождают.
15. Василиса Егоровна.
Увидев своего мужа на виселице, она называет Пугачева
беглым каторжником.
Старуху убивают.