Прочитайте фрагмент из рассказа Л.Толстого «После бала». –Какую роль этот фрагмент играет в раскрытии идеи всего произведения? Напишите ответ в
форме аргументированного рассуждения. Приведите не менее 2 доказательств. [ ]
(120-150 слов)
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.
Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат,
которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого
показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый,
под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад –
и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда
унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой,
подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми
усами и бакенбардами.
При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания
лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те
же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а
всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не
милосердствовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против
меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул
ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же
удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле, и,
поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и
медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял,
я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое,
красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
– О Господи, – проговорил подле меня кузнец.
Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося,
корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым
шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым.
*** Алгоритм аргументированного рассуждения
Вступительное предложение (ввод в тему, 1-2 предложения)
ответное предложение-тезис, сформулированное в соответствии с заданным вопросом
Переход к рассуждению-доказательству (риторический вопрос, повтор, предложение с
многоточием т.п.).
2 аргументы для доказательства, подкрепленные примерами из текста, цитатами из текста.
Не погружайтесь в глубокий пересказ.
Используйте вводные слова, выражающие вашу позицию и отношение к тому, о чем вы
пишете (я считаю, по-моему, безусловно, возможно и т.п.)
Вывод со слов: таким образом, итак, резюмируя сказанное и т.п. Вывод должен
перекликаться с тезисом.
В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".
Композиция рассказа - литературное обрамление. Образ рассказчика важен для всего произведения. Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича, человека "всеми уважаемого", "искреннего и правдивого". Используя образ рассказчика, Толстой достигает наибольшего доверия читателя и заставляет безоговорочно верить в происходящее.
Весь рассказ Ивана Васильевича построен на антитезе: он словно распадается на две части: "бал" и "после бала". В этих эпизодах противопоставляется буквально всё: цвета, музыка, чувства.
В сцене бала всё блестит, сверкает, переливается ("сияющее лицо", "с серебряными эполетами", "в бриллиантовой фероньерке", "в его блестящих глазах и губах"), преобладают белый и розовый ("в белом платье с розовым поясом", "белых, атласных ножек", "белый дешевенький веер"). А в сцене экзекуции цветовая гамма резко меняется: всё вокруг становится тёмным, непонятным, пугающим ("страшное", "что-то большое, чёрное", "чёрных людей", "пестрое, мокрое, красное, неестественное"). Рассказчик сомневается в том, что видит вокруг себя, он употребляет слова "очевидно", "верно", "что-то", "какая-то". Если на балу Иван Васильевич танцует под весёлую кадриль, "в душе у него всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки", то утром "была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка", он постоянно слышит "всё ту же неприятную, визгливую мелодию". Эти изменения только подчёркивают происходящее в душе героя. На балу он говорит: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и на одно добро", "я обнимал в это время весь мир своей любовью". Он настолько счастлив, что не может уснуть, он хочет поделиться этим счастьем с миром, открыться ему. Но мир оказывается противоречивым и жестоким "людоедским строем". У героя "на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища".
Объяснение: