В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
602158
602158
11.09.2020 08:48 •  Литература

Прочитайте фрагмент из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», выполните анализ текста по предложенному плану.

Он ушёл под сарай и, посвистывая, стал выстругивать зубья на грабли. Маленький Мишатка вертелся около него, умоляюще засматривал в глаза, просил:

– Дяденька Михаил, сделай мне маленькие грабли, а то мне некому сделать. Бабуня не умеет, и тётка не умеет... Один ты умеешь, ты хорошо умеешь!

– Сделаю, тёзка, ей-богу, сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала, – уговаривал его Кошевой, посмеиваясь
и с изумлением думая: «Ну, до чего похож, чертёнок... Вылитый батя!
И глаза, и брови, и верхнюю губу так же подымает... Вот это – работёнка!»

Он начал было мастерить крохотные детские граблишки, но закончить не смог: губы его посинели, на жёлтом лице появилось озлобленное и вместе с тем покорное выражение. Он перестал насвистывать, положил нож и зябко шевельнул плечами.

– Михайло Григорич, тёзка, принеси мне какую-нибудь дерюжку,
я ляжу, – попросил он.

– А зачем? – поинтересовался Мишатка.

– Захворать хочу.

– На что?

– Эх, до чего ты неотвязный, прямо как репей... Ну, пришло время захворать, вот и всё! Неси скорей!

– А грабли мои?

– Потом доделаю.

Крупная дрожь сотрясала Мишкино тело. Стуча зубами, он прилёг на принесённую Мишаткой дерюгу, снял фуражку и накрыл ею лицо.

– Это ты уже захворал? – огорчённо спросил Мишатка.

– Готов, захворал.

– А чего ты дрожишь?

– Лихорадка меня трясёт.

– А на что зубами клацаешь?

Мишка из-под фуражки одним глазом взглянул на своего маленького докучливого тёзку, коротко улыбнулся и перестал отвечать на его вопросы. Мишатка испуганно посмотрел на него, побежал в курень.

– Бабуня! Дядя Михаил лёг под сараем и так дрожит, так дрожит, ажник подсигивает!

Ильинична посмотрела в окно, отошла к столу и долго-долго молчала, о чём-то задумавшись...

– Ты чего же молчишь, бабуня? – нетерпеливо спросил Мишатка, теребя её за рукав кофты.

Ильинична повернулась к нему, твёрдо сказала:

– Возьми, чадунюшка, одеялу и отнеси ему, анчихристу, нехай накроется. Это лихоманка его бьёт, болезня такая. Одеялу ты донесёшь? – Она снова подошла к окну, глянула во двор, торопливо сказала: – Постой, постой! Не носи, не надо.

Дуняшка накрывала своей овчинной шубой Кошевого и, наклонившись, что-то говорила ему...

После приступа Мишка до сумерек возился с подготовкой к покосу. Он заметно ослабел. Движения его стали вялы и неуверенны, но грабли Мишатке он всё же смастерил.

Вечером Ильинична собрала ужинать, усадила за стол детей, – не глядя на Дуняшку, сказала:

– Иди, кличь этого... как его... вечерять.

Мишка сел за стол, не перекрестив лба, устало сгорбившись. На жёлтом лице его, покрытом грязными полосами засохшего пота, отражалось утомление, рука мелко вздрагивала, когда он нёс ко рту ложку. Он ел мало и неохотно, изредка равнодушно оглядывая сидевших за столом. Но Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли, а в углах рта ещё долго таилась чуть приметная улыбка.

(М.А. Шолохов, «Тихий Дон»)

План анализа.

1. В начале данного эпизода описан разговор Кошевого и Мишатки. Каким термином обозначается данная форма речи в художественном произведении?

2. Михаил Кошевой отмечает, что маленький Мишатка поразительно похож на своего отца: «Ну, до чего похож, чертёнок... Вылитый батя! И глаза, и брови, и верхнюю губу так же подымает...». Укажите имя и фамилию героя романа, о котором вспоминает Кошевой.

3. В каких произведениях русской литературы герои проявляют человечность по отношению к «чужому» и в чём этих персонажей можно сопоставить с шолоховской Ильиничной.

4. Какие естественные свойства человеческой натуры противопоставлены в данном эпизоде теории «классовой ненависти»?

Показать ответ
Ответ:
plplem9999
plplem9999
19.07.2020 04:53

Тема: Зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями.).

Идея: Зависть разрушает душу человека, толкает его на преступление.

Проблема: Совместимы ли гений и злодейство? Основная заявленная в трагедии проблема разбивается на несколько составляющих.

Кто больше достоин уважения труженик, развивающий свой небольшой талант, стремящийся к совершенству, гордящийся своими достижениями, или гений, обязанный своим даром Божьему произволению и не ценящий его?

Сальери не может принять, что упорный труд по достижению цели ставится ниже легкого, даже легкомысленного, отношения к делу. Рушится его мировоззрение, он противится этому краху жизненных ценностей, воспринимает успех и популярность Моцарта случайным ялением. Хотя, если вспомнить биографию Моцарта, он также был вынужден уделять много времени музицированию, оттачиванию техники, он рос в мире звуков. Но он был гений, он мог творить, а не конструировать музыку.

Проблема гордыни человеческой, противопоставляющий свои труды Божьему дару, толкающей на злодейство. Веселый, жизнерадостный ребячливый Моцарт и мрачный - черный человек - фанатик Сальери. Небо и земля.

Задумав отравить Моцарта, фанатик Сальери представляет это необходимым и правильным поступком. Его самооправдание в том, что несерьезное отношение Моцарта сочинению музыки будет пагубным для композиторов, посвятившим этому жизнь, лишит из заслуженной всей жизнью славы, отодвинет в тень.

Эта иллюзия долга и преступления во имя высокой цели - еще одна вечная проблема ("цель оправдывает средства")

Моцарт погиб. Но может ли праздновать Сальери? Одна фраза Моцарта про несовместимость гения и злодейства уже доставила отравителю новые муки:" А! Так я не гений?" Это еще один аспект проблемы.

Сальери, дошедший в своей страстях до крайней черты - убийства - свои проблемы не решил. Он, вместе с Пушкиным, оставил их нам: изучать и пытаться избежать.

0,0(0 оценок)
Ответ:
мико141
мико141
24.01.2020 09:34

Народные традиции

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них — колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Объяснение:

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота