Прочитайте и проанализируйте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» по данным ниже заданиям: определите тему, основную мысль, идею эпизода, роль данного эпизода в идее рассказа;
охарактеризуйте душевное состояние героя в данной ситуации - для этого выделите детали, характеризующие его состояние;
определите отношение автора и своё к главным и второстепенным героям.
Используйте цитаты из произведения для подтверждения своих аргументов.
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя, а четыре... На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул: - Кто хочет?! - Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы. - И мне!.. И мне!.. Мне тоже!.. Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза. - Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал. - Мне! Мне! Корочку!.. Я отламывал всем по кусочку. Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал, задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько ног по кускам, раздавило их. - Пахорукий! - выругал меня Пашка. И отошел. За ним все поползли в разные стороны. На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение, что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное. Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как спросила не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже. - Это кто ж такой сытый? И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно , со злорадством объявили: - Володька Тенков сытый! Он это!.. Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом! Ольга Станиславна начала урок. - В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз мы...
- Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань, подбери
за собой! Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
СОЧН СОЧ
Править
Наблюдать за этой страницей
Стих
Содержание
Стих в античном стихосложении
Стихи с двустопным метром
Стихи с одностопным метром
Акаталектика, каталектика
Логаэдический стих
Стих в новейшем стихосложении
Литература
См. также
Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:
художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);
строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).
Стих в античном стихосложени
заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.
Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.
Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.
Стихи с двустопным метром
Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):
мономе́тр (μονομετρος, одноразмерный)
напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—
диме́тр (ὁ δίμετρος, двуразмерный)
напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
триме́тр (τρίμετρος, трехразмерный)
напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—
тетра́метр (τετράμετρος, четырёхразмерный)
напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
пента́метр (πεντάμετρος, пятиразмерный)
напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U
Стихи с одностопным метром
тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный)
напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U
пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный)
напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —
гекза́метр (ἑξάμετρος, шестиразмерный)
напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U
гепта́метр (ἑπτάμετρος, семиразмерный)
напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U
октона́р (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный)
напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́
дека́метр (δέκαμετρος, десятиразмерный)
напр. ионический декаметр, UU—́— × 10
Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:
монопо́дия (ἡ μονοποδία, одностопие)
напр. трохеическая, —U
дипо́дия (ἡ διποδία, двустопие)
напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр
трипо́дия (ἡ τρίποδία, трехстопие)
напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр
тетрапо́дия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие)
напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр
пентапо́дия (ἡ πεντάποδία, пятистопие)
напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр
гексапо́дия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие)
напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр
Акаталектика, каталектика
Любой стих может быть акаталектическим и каталектическим:
акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU;
каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U;
Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—. Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.
Логаэдический стих
Основная статья: Логаэдический стих
Логаэдический стих (тж. логаэд; от др.-греч. λογᾰοιδικός — прозаически-стихотворный), в силлабо-метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих. Пример силлабо-метрических логаэ
Доктор Виктория Мартон в ходе раскопок на восточном берегу Средиземного моря, на месте, где когда-то стоял знаменитый финикийский город Сидон, нашла библиотеку, написанную около 3000-4000 лет назад. Среди находок любительницы древностей — отрывков древнейших сочинений по медицине, астрологии и истории оказались также более поздние записки одного моряка о его удивительных приключениях на разных морях, которые и послужили основой для написания повести «Финикийский корабль»…
Выдумав «записки» финикийского моряка, автор наполнил их подлинно историческим содержанием, воссоздав историю Финикии и еë колоний по другим, дошедшим до нас источникам — по произведениям карфагенских и греко-римских авторов и прежде всего по Библии.
В центре повествования — образы финикийского мальчика Элисара, его учителя и друга мудрого старца Софэра, безжалостного пирата, хищника морей Лала-Зора. У каждого из этих героев странствий своя цель: Элисар ищет отца, плотника Якира, посланного на работы в Иерусалим и затем бесследно исчезнувшего. Старый Софэр отыскивает «людей, которые не делают несправедливости и не угнетают слабых». Пират Лала-Зор рыщет по морям в жажде наживы. Действие повести переносит читателя в древние легендарные страны и города — Сидон, Иерусалим, Карфаген, на Счастливые острова, в страну Канар, дает возможность выучить вместе с героем финикийскую азбуку.
В первой исторической повести В. Яна отразились идеи, которые он будет развивать в своих последующих художественных произведениях. Носителями мудрости в них будут простые люди, выходцы из народа, активные борцы за его счастье. Их антагонистами станут тираны и себялюбцы, узколобые фанатики, готовые ради прихоти или абстрактных идей повергнуть весь мир в пучину бедствий