Прочитайте и проанализируйте рассказы А.П.Чехова
«Студент»
1. Выделите основные части рассказа А.П.Чехова
"Студент", озаглавьте их.
2. Сравните две синтаксические конструкции : В начале
рассказа («Уму казалось, что...думал о том, что...») и в
конце («И ему казалось, что... то думал о том, что...»). Чем
Они отличаются? Что в СВЯЗИ С ЭТИМ МОЖНо сказать о
Композиции рассказа!
3. Прочитайте и прокомментируйте первую часть рассказа.
Обратите внимание на пейзаж, быт семьи Ивана
Великопольского, его мысли. Какова временная организация
материала в этой части? 4. Почему эта часть рассказа
завершается фразой «И ему не хотелось идти домой»?
Что происходит во второй части? О чем рассказывает Иван
вдовам? Как говорит об этом Иван? Знакома ли вдовам эта
история? Как реагируют вдовы на рассказ студента?
Почему?
5. Проследите, как образ огня проходит через все части
рассказа. Какова роль этого символа в каждой части
рассказа?
6. Какова пространственно временная организация
рассказа? В чем художественная значимость такого приема?
7. Рассказ построен на контрастах. Найдите их.
Прoкoммeнтируйте их роль в раскрытии основных идей
рассказа.
8. В рассказе два сюжета: внешний и внутренний.
Определите их. Как они соотносятся между собой?
9. Как заканчивается рассказ? Сопоставьте настроение
Ивана в первой и третьей частях рассказа. Что изменилось?
Почему?
10. Попробуйте сформулировать основную мысль рассказа.
“Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.
Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.
Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину... Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Так почему же все-таки исторический роман назван “Капитанская дочка”? Мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть его. Произведение, помимо описанной темы, повествует о данной и искренней любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Она смогла доказать невиновность Гринева, верность его данной присяге.
Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой “трусихи” она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.
Название романа “Капитанская дочка”, как мне кажется, отражает суть произведения.