Прочитайте информацию, содержащуюся в тексте, и ответьте на вопросы.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи – это грандиозное сооружение, воздвигнутое в честь жившего в XII веке известного на Востоке Ходжи Ахмеда Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта, автора философско-поэтического произведения «Хикмет», основателя суфийского братства Яссавия. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака.
Мавзолей Х.А.Яссауи – выдающийся памятник средневекового зодчества, занимающий особое место в истории архитектуры. По определению специалистов, он завершил собой целый этап, предшествующей архитектуры Средневековья Центральной Азии и во многом определил пути её дальнейшего развития, являясь качественно новым архитектурным произведением своего времени.
Выдающиеся размеры памятника, совершенство его пропорций, новизна архитектурно-планировочных и конструктивных решений, разнообразие архитектурного декора дают полное представление о монументальном зодчестве эпохи Темура в период его становления и расцвета. Его значимость как выдающегося архитектурного произведения и единственной из четырех крупнейших построек Темура, дошедшей до нас не в руинах, а в целостном состоянии, сегодня признана на мировом уровне. В 2003 г. решением Комитета всемирного наследия мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Письменно ответьте в тетради:
1. О каком культурно-историческом месте идёт речь в тексте?
[ ]
2. Составьте 3 вопроса, отражающие основную мысль текста.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом
∪∪ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ четырёхстопный ямб
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪ четырёхстопный ямб
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
∪⊥ / ∪⊥ / ∪∪ / ∪⊥ / ∪
∪⊥ / ∪⊥ / ∪∪ / ∪⊥
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪
∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ / ∪⊥ четырёхстопный ямб
В повести
«Станционныйсмотритель»
он «выводит» своего героя — «маленькогочеловека» Самсона Вырина, служащегостанционным смотрителем.
Сразуже Пушкин обращает внимание на то, чтово внешне бестолковом и бесхитростномисполнении этим человеком своихобязанностей кроется нелегкий, частонеблагодарный труд, полный хлопот изабот. Что только не ставят в винустанционному смотрителю? «Погоданесносная, дорога скверная, ямщикупрямый, лошади не везут — а виноватсмотритель…».
Малокто из проезжающих интересуется жизньюстанционных смотрителей, а ведь, какправило, у каждого из них — непростаясудьба, в которой с избытком хватаетслез, страданий и горя.ЖизньСамсона Вырина ничем не отличалась отжизни таких же, как и он, станционныхсмотрителей, которые, чтобы иметь самоенеобходимое для содержания своей семьи,готовы были молча выслушивать и так жемолча сносить бесконечные оскорбленияи упреки в свой адрес. Правда, семья уСамсона Вырина была небольшой: он даего красавица дочка Дуня.Жена Самсонаумерла, и он жил только ради Дуни. Вчетырнадцать лет дочка была настоящей отцу: в доме прибрать,приготовить обед, прислужить проезжему,— на все она была мастерица, все у неев руках спорилось.Впервой части рассказа Самсон Выринвыглядел «свежим и бодрым», несмотряна нелегкую работу и грубое, несправедливоеобращение с ним проезжающих.
Однако какможет изменить человека горе! Всегочерез несколько лет рассказчик,встретившись с Самсоном, видит передсобой старца, неухоженного, склонногок пьянству, прозябающего в своемзаброшенном жилище. Его Дуня, его надежда,та, что давала силы жить, уехала смалознакомым гусаром.Причем не сотцовского благословения, как этопринято у честных людей, а тайком. Самсонубыло страшно подумать, что его милоедитя, его Дуня, которую он, как мог,оберегал от всяких опасностей, такпоступила с ним и, главное, с собой —стала не женой, а любовницей.Настене в доме Самсона Вырина виселикартинки с изображением истории блудногосына. Дочь смотрителя повторила поступокгероя библейской легенды. И, скореевсего, как и отец блудного сына,изображенного на картинках, станционныйсмотритель ждал свою дочь, готовый кпрощению. Но Дуня не возвращалась.
Аотец не находил себе места от отчаяния,зная, чем зачастую заканчиваются подобныеистории: «Много их в Петербурге,молоденьких дур, сегодня в атласе дабархате, а завтра, поглядишь, метутулицу, вместе с голью кабацкою.
Какподумаешь порою, что и Дуня, может быть,тут же пропадает, так поневоле согрешишьда пожелаешь ей могилы…»