Прочитайте каламбур Михаила Юрьевича Лермонтова. «Тот самый пустой человек, кто наполнен собою». Объясните смысл данного афоризма и ответьте на вопрос: какое языковое лексическое явление лежит в основе языковой игры (каламбура)?
Перед весной бывают дни такие: под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и теплый ветер нежен и . и лёгкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь, и песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь. лето 1915, слепнево стихотворение а. ахматовой состоит из восьми строчек. оно несет в себе сложное поэтическое настроение. лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы. в начале стихотворения изображаются конец февраля и начало марта. луг, отдыхающий под плотным снегом. какие поэтические приемы использует автор? с какой целью? – луг «отдыхает» – олицетворение, «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» – метафора. эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, наступление весны. – чем отличаются первое и второе четверостишия? как удалось автору передать это? – в первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация. резкий перелом в настроении лирического героя становится заметным во втором четверостишии: и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий» ) и нейтральным «тело» особое настроение умиротворения. – четыре строчки начинаются с союза «и» , играющего не только сочинительную, но и усилительную роль. этот прием называется анафорой. еще какие настроения в душе поэта? – «и дома своего не узнаешь» – в значении «все обыденное воспринимается как новое» . – в следующих двух строчках поэт продолжает развивать мысль, настроение, наметившиеся в начале второго четверостишия. – что еще волнует душу поэта? – знакомая песня, которая воспринимается им как новая. – какие слова выразить состояние души поэта? – – «с волнением поешь» . для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. такая интонация определяет звучание многих стихотворений анны ахматовой. в этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира. подведем итог. итак, о чем же размышляет автор в своем стихотворении? какое настроение оно передает? каким чувством оно пронизано? объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и ; легкости своей дивится тело. какую роль они играют? что нового открыли вы для себя на уроке? какие выводы сделали? погасим свечу – символ поэзии. надеюсь огонь, зажженный в ваших душах ахматовой будет согревать вас всегда. вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии.
В повести «Бела» Печорин показан как типичный представитель светского общества.Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой,чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагаетфакты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок можетбыть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, — это чудовище, ноЛермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину. Однако повесть «Тамань» — это самое романтическое место во всем произведении.События, описанные Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль; все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина,слепой мальчик… Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него.Печорин чужой там. В «Тамани» существует также и другой мир — мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища.Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам. В повестях «Тамань» и «Бэла» читатель еще не видит полного раскрытия образа, но в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с романтизмом.