Прочитайте «Калмыцкую сказку» из повести «Капитанская дочка», выделите в ней слова и словосочетания, указывающие на скрытый смысл сказки. Объясните значение сказки в
раскрытии проблемы повести.
Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды
орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста
лет, ая всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон,
что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и
мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь,
спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой,
махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон: чем триста лет питаться падалью, лучше
раз напиться живой кровью, а там, что Бог даст!
с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
Михайловское, Псковская область:
Пушкин в Михайловском (творчество) ;
Пушкин в Михайловском (жизнь) ;
Болдино, Нижегородская область:
Пушкин в Болдино;
Виды Болдино;
Пушкины и Болдино в XVII веке;
Историческая справка о имении;
Болдинский памятник пушкинской поры;
Крестьянка из Болдина;
Москва:
Пушкинские места в Москве;
Захарово, Большие Вяземы (Московская область) ;
Пушкин в Яропольце (Московская область) ;
Санкт-Петербург:
Пушкинские места в Петербурге и обл. ;
Нижний Новгород:
Нижний Новгород пушкинских времен;
Пушкинские места Нижнего Новгорода;
Нижегородские встречи Пушкина;
Казань:
Пушкин в Казани;
Ставрополь (самарский) :
Пушкин и Ставрополь;
Тамбов:
Тамбовская тропинка к Пушкину;
Ростов-на-Дону:
Пушкин в Ростове;
Крым:
Музей Пушкина в Гурзуфе;
Пушкин в Феодосии;
Пушкин в Гурзуфе;
Пушкин в Бахчисарае;
Одесса:
Пушкин в Одессе;
Пушкин в Болграде (юг Одесской области) ;
Торжок, Тверская область:
Пушкинские места в Торжке;
Калужская область:
Полотняный завод Гончаровых
и т.д.
Наташа по происхождению дворянка. Однако в ней нет ничего сословно-дворянского. Ее духовный мир намного ближе ко всему народному. Она тянется к родной природе, к простым людям. Наташа «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в манере матери, и во всяком русском человеке». Именно народное начало и является главным, определяющим в душе героини. Она с восторгом погружается в мир русского народного быта, испытывает нескрываемую радость при общении с ним.
Ощущение тесной связи с родиной и нравственная чистота девушки обусловили и ее патриотические стремления. Она также естественно совершает свой благородный поступок, как естественно и просто совершали свои подвиги солдаты, полководцы, простые русские люди. Она все время должна находиться в движении. Ей свойственно постоянное внутреннее развитие, она всегда в поисках, стремлениях. Хоть иногда они и приводят ее к жизненным ошибкам.
Толстой выделяет в своей героине не столько ум, сколько душевную чуткость, интуицию. Она воспринимает окружающих чувствами, порой странными, но всегда безошибочными: «Узкий, знаете, серый, светлый», — говорит она про Бориса Друбецкого, а Пьер Безухов в ее видении «...тот синий, темно-синий с красным, и он четвероугольный». Так своеобразно, но точно определяет она безличность, неустойчивость Бориса и устойчивость, основательность, глубину Пьера.
Наташа выступает в романе олицетворением чистой, но в то же время страстной, любви. Она во всем исключительно искренна
и откровенна, проста и естественна. Все ее поступки освещены добрым и чутким отношением к людям, неистребимой любовью к жизни и неистощимыми жизненными силами. Эти ее качества вдохнуть такую же жажду жизни и в других людей. Ведь именно под воздействием Наташи князь Андрей открывает для себя возможность радоваться жизни, для него воскресает прелесть молодости, поэзии, природы. То же самое происходит и с Пьером. Наташу любят за ее душевное обаяние, отзывчивость и чуткость. Нетрудно понять, что именно через ее образ Толстой освещает в романе нравственные качества всех основных героев.
Наташа — олицетворение женственности и материнства — противопоставляется в романе лицемерию и фальши таких персонажей, как сентиментальная Жюли Карагина или всегда одинаковая, неподвижная, как внешне, так и внутренне, Элен. Однако во многом она отличается и от Марьи Болконской с ее религиозно-нравственным миром.
Княжна Марья также представляет собой женский идеал Толстого. Внешне это некрасивая девушка, однако она наделена подлинной духовностью. Религиозные взгляды сформировали ее добрый, кроткий нрав, наделили неисчерпаемым смирением, жалостью к людям. Обладая чистым и отзывчивым сердцем, Марья разглядеть положительные душевные качества и в других людях. Именно поэтому она искренне полюбила такого нравственно устойчивого человека, как Ростов. Она искренне стремится делать добро людям тем, кто в этом нуждается. К сожалению, ее душевные порывы не всегда оказываются понятыми.
Наташа и Марья во многом отличаются друг от друга. Однако многое их и объединяет. Им обоим присуща та «скрытая теплота патриотизма», которая заставила Наташу отдать подводы для раненых, а Марью с несвойственной ей злобой и гордостью решительно воспротивиться попыткам заставить ее остаться во власти французов. Обе героини словно дополняют друг друга — в каждой из них есть то, чего не хватает другой. Возникшее вначале отчуждение и непонимание между девушками постепенно рассеивается, они многому учатся друг у друга, открывая для себя неизвестные ранее стороны жизни и тем самым обогащая свой внутренний мир. Так, Марья Наташе понять поэзию самоотверженности и духовности, а Наташа пробуждает в Марье жизнерадостность и любовь к жизни.
Подчеркивая глубокую связь между образами двух дорогих автору героинь, Толстой говорит в эпилоге, что семья Ростовых крепка только потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, которая стала женой Николая Ростова. Так объединяются две семейные традиции, настолько важные для автора «Войны и мира». И не случайно Н. Г. Долинина считала: «... все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу... Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть, и княжна Марья, без этого она превратится в Элен».