Рассказ валентина распутина «уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. прототипом учительницы французского языка лидии михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и добрым сердцем. сюжетная линия «уроков французского» довольно проста, но в то же время, интересна. маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». при этом он сам остаётся добрым, искренним и чистым душою мальчиком. главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. однако отстоять справедливость ему не другие , которые его постоянно бьют, унижают. вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – лидия михайловна, узнавшая о том, что играют на деньги. узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. для того чтобы ученик начал лучше питаться лидия михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. и хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. я считаю, что валентин распутин в рассказе «уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.
Ассказ астафьева «конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые свои ягоды и его «в жадности». но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. и мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее . мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. и она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. но потом возвратиться все-таки приходится. как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «бери, бери, чего смотришь? глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…» и действительно, автор говорит: «сколько лет с тех пор прошло! сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». в своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова. маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. и страх наказания заставляет его решиться на обман. но этот обман больно отдается в сердце мальчика. он понимает, что все вокруг вправе его осудить. он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана. для того чтобы ребенок запомнил эту как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.