Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
1. Озаглавьте отрывок.
2. Составьте простой план.
3. Подберите к каждому пункту плана цитату.
павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. внешность павлуши непримечательна: волосы , глаза серые, скулы широкие, лицо бледное и рябое, огромная голова, приземистое тело. но именно его сразу из всех выделил автор: «глядел умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» . изысканностью одежды павел похвастаться тоже не мог: грубая холщовая рубаха да заплатанные штаны. павел больше делает, чем говорит. он следит за котлом с картошкой, следит за огнём, отвлекает , когда те напугались лесных звуков, переключив их внимание на картошку. когда разволновались и убежали собаки, почуяв чужого, павел без оружия бросился за ними, громко звал собак по именам, вернувшись, равнодушно бросил: «я думал, волк» . теперь уже автору не просто нравится этот мальчуган, он им невольно любуется. «он был хорош в это мгновение. его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью» . его власть признают животные: когда он положил руку на голову одной из собак, «долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на павлушу» . павел гораздо взрослее своих друзей. рассказ и реплики его более реалистичны. солнечное затмение и бочар вавила, купивший новый жбан и одевший его на голову, в рассказе илюши выглядели бы иначе. даже часть рассказа, связанную с тришкой, за которого приняли вавилу односельчане, рассказывает илюша, а не павел. его вопросы конкретны, иногда ироничны: «а он у вас где водится? » , «чего ж он раскашлялся? » , «а разве вы на фабрику ходите? » . любимое выражение «вишь…» . остальные вопросы павлу, а не феде, который старше. на вопрос кости о звуках в бучиле павел даёт два ответа, мистический и реальный. реальную версию не принимают, скучно. тем более удивительно, что павел слышал голос утонувшего васи. правда, и на эту примету у него находится свой, взрослый ответ: «своей судьбы не минуешь» . когда охотник покидал гостеприимный приют, все спали, только павел приподнял голову и посмотрел. в том же году «он убился, упав с лошади» . возьми от сюда главное )
повесть “детство” — это автобиографическое произведение м. горького, главный герой которой — алеша пешков. после того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. в доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер алеши. хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого .
алеша был добрым мальчиком. он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. за время жизни с дедом и бабушкой алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.
редко выходил на улицу, потому что встречал там , которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. а в следующий раз его уже не пускали за ворота. до того как алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. дед наказывал таким способом всех детей в доме. поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. после таких наказаний он несколько раз болел.
..у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.