Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Сделайте письменный анализ эпизода, опираясь на вопросы. 1. Какие черты характера Барыни раскрываются в данном эпизоде? (2б.) 2. Что хочет сказать автор, описывая ее внешность и поведение? ( 1б.) 3. Каково, по вашему мнению, отношение автора к Барыне? (2б.) 4. Выпишите три примера художественно- выразительных средств, характеризующих героя. (3б.)
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
1) Творчество Александра Сергеевича Пушкина является актуальным и в наши дни. Произведения широко изучаются в школе, многие поколения детей воспитываются на сказках Пушкина.
2) Он поистине считается великим, потому что произведения имеют влияние на самые разные сферы жизнедеятельности. Пушкин создал новую литературу, опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию. При этом им учитывался и творческий опыт лучших западных писателей. Пушкин развивал и углублял те аспекты, которые, по его мнению, были исторически прогрессивными и развивали русскую национальную литературу. Пушкин больше всего ценил таких писателей, в произведениях которых видел народность. Народность творчества Пушкина проявляется в темах, в их разрешении, в раздумьях о судьбах страны, в изображении действительности, картинах русской природы, в языке. Само творчество Пушкина является крайне гуманным. В произведениях отражаются образы героев-патриотов, граждан, которые любят свою страну. Пушкин боролся против литературных течений, тормозящих развитие реалистической литературы.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809—1852)
«Ревизор»
В данной теме мы учитывали сложившуюся традицию целостного изучения комедии «Ревизор», наиболее соответствующую природе драматического произведения («следование за автором»). При этом обязательным условием является подготовленное заранее чтение комедии учителем и учащимися целиком, от действия к действию.
Первый урок углубляет знания учащихся об основных жанрах (видах) драматических произведений, об особенностях комедии как жанра. Учитель во вступительном слове сообщает историю создания «Ревизора», историко-бытовой комментарий к пьесе (николаевская Россия во времена Гоголя).
На этом же уроке читается и анализируется афиша, происходит предварительное знакомство с действующими лицами, сопровождаемое чтением отрывков из «Замечаний для господ актеров». Этот своеобразный «парад» действующих лиц перед началом чтения в классе может сопровождаться иллюстрациями П. М. Боклевского к комедии (Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. — М.; Л., 1959. — С. 184—187). Сопоставление облика и имени дает возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определенное впечатление о лицах, которым они принадлежат.
Выразительное чтение комедии будет сопровождаться необходимым комментарием и завершаться после каждого действия беседой, вопросы и задания к которой предлагаются далее.
Можно предложить учащимся озаглавить каждое действие комедии цитатами из нее, например:
I действие — «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
II действие — «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»
III действие — «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
IV действие — «Мне нигде не было такого хорошего приема».
V действие — «Какие-то свиные рыла вместо лиц».
Всей системе уроков предшествует общий опережающий вопрос, материал для ответа на который учащиеся накапливают в течение всех уроков: «Как проявляет себя в комедии единственное, по словам автора, честное, благородное лицо ее — смех?»
1) Творчество Александра Сергеевича Пушкина является актуальным и в наши дни. Произведения широко изучаются в школе, многие поколения детей воспитываются на сказках Пушкина.
2) Он поистине считается великим, потому что произведения имеют влияние на самые разные сферы жизнедеятельности. Пушкин создал новую литературу, опираясь на достижения предшественников и устную народную поэзию. При этом им учитывался и творческий опыт лучших западных писателей. Пушкин развивал и углублял те аспекты, которые, по его мнению, были исторически прогрессивными и развивали русскую национальную литературу. Пушкин больше всего ценил таких писателей, в произведениях которых видел народность. Народность творчества Пушкина проявляется в темах, в их разрешении, в раздумьях о судьбах страны, в изображении действительности, картинах русской природы, в языке. Само творчество Пушкина является крайне гуманным. В произведениях отражаются образы героев-патриотов, граждан, которые любят свою страну. Пушкин боролся против литературных течений, тормозящих развитие реалистической литературы.
Объяснение: