Прочитайте «правило» Маленького принца:
«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
А. Согласны ли вы с героем сказки А. де Сент-Экзюпери? Прокомментируйте свою точку зрения.
Б). Охарактеризуйте Маленького принца, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения главного героя с окружающим миром.
В) Запишите несколько своих «правил», которыми вы руководствуетесь в жизни
«ночь перед рождеством» – первая повесть второй книги «вечеров на хуторе близ диканьки» н. в. гоголя.
содержание:
в малороссийской диканьке наступает ночь перед рождеством. из трубы одного дома на метле вылетает ведьма и начинает собирать в рукав звёзды с неба. рядом с ней в небе показывается чёрт, который хватает горячий месяц и прячет его себе в карман. таким путём чёрт хочет отомстить сельскому кузнецу и живописцу вакуле, который нарисовал в церкви неприятную для него картину об изгнании нечистого из ада.
вакула страстно влюблён в оксану, дочь казака чуба. ночь перед рождеством чуб собирается провести за попойкой у дьяка, вакула же дожидается, когда оксана останется дома дна без отца, чтобы прийти и объясниться ей в любви. но чёрт, похитив с неба месяц, погружает диканьку во тьму с расчётом, что эта темнота заставит чуба остаться дома и расстроит план кузнеца. однако чуб всё же отправляется на угощение к дьяку. а вакула говорит оксане о своей любви, однако капризная кокетка только смеётся над ним.
это объяснение прерывает неожиданный стук в дверь. недовольный этой помехой вакула выходит из двери с намерением намять незваному гостю бока. в хату стучит чуб. чёрт, коварный враг вакулы, устроил на его пути метель, которая всё же заставила отца оксаны вернуться. но из-за сильного снега чуб не вполне уверен, что стучит в собственную хату. и вышедший на стук вакула посреди метели не узнаёт чуба. он велит ему убираться, награждая и двумя сильными тумаками. ошибочно посчитав, что хата не его, чуб решает провести остаток ночи перед рождеством у матери вакулы, солохи, с которой он давно крутит любовные шашни.
гоголь сообщает читателю, что мать вакулы, солоха, и есть та ведьма, которая воровала звёзды с неба. она вернулась домой вместе с чёртом. вдруг она слышит стук в дверь. она спешно прячет чёрта в стоящий на полу мешок, а в хату входит ещё один её поклонник – сельский голова. но свидание с головой вскоре прерывает новый стук. солоха прячет голову в другой мешок – от заглянувшего к ней с той же любовной целью дьяка осипа никифоровича. однако и дьяка почти сразу приходится прятать – попользоваться женскими щедротами солохи приходит побитый вакулой чуб. вслед за этим домой возвращается сам вакула. солоха в спешке прячет чуба в тот мешок, где уже сидит дьяк.
вакула оглядывает хату и решает, что стоящие посреди неё мешки полны мусора, который надо выбросить. а в это время на улице парни и девушки занимаются колядками: поют под окнами односельчан весёлые песни, получая в награду еду или немного денег. насмешливая оксана, чтобы подшутить над вакулой, обещает выйти за него замуж, если он достанет ей черевички (сапожки), которые носит сама царица.
вакула решает пойти к запорожцу пацюку, который имеет в селе репутацию знахаря, связанного с нечистой силой.в ответ на просьбу вакулы о содействии дьявола для привораживания оксаны пацюк намекает, что чёрт сидит у него самого за плечами. выйдя на улицу, вакула обнаруживает чёрта в мешке и угрозой перекрестить заставляет нести на себе по воздуху в петербург к царице.кузнец находит там земляков-запорожцев, которые собираются на приём к царице. он увязывается идти вместе с ними. посреди приёма вакула валится царице в ноги и просит «для своей жинки» черевички с царской ноги. рассмеявшись от его наивности, екатерина приказывает принести черевички. схватив их, вакула верхом на чёрте спешит обратно в диканьку.
а в диканьке идёт слух, что кузнец то ли повесился, то ли утопился. узнав об этом, оксана весь остаток рождественской ночи жалеет вакулу – и от этой жалости в её сердце разгорается любовь к нему. прилетев в диканьку и прогнав чёрта, вакула с черевичками и другими подарками идёт свататься к оксане, которая уже готова выйти за него и без них.
вся эта заканчивается тем, что вакула и оксана женятся и поселяются в новой хате, собственноручно размалёванной художником-кузнецом.
главный герой, рудый панько, известный рассказчик баек, начинает свое очередное повествование, поверье: если «захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит». он вспоминает давнюю , случившуюся с его дедом.
однажды дед взял их с братом, тогда еще мальчишек, гонять воробьев и сорок на баштане. проезжали мимо знакомые чумаки. стал их дед угощать дынями, а внуков попросил сплясать казачка. да сам не усидел и пустился в пляс. и случилась здесь чертовщина какая-то. только захотел дед «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку — не подымаются ноги, да и только». пустился снова, да не вытанцовывается, оглянулся, ничего знакомого не увидел, а только гладкое поле. стал приглядываться, наткнулся на дорожку в темноте. в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка. решил он, что это клад, да копать было нечем. чтобы не потерять это место, повалил большую ветку дерева.
на другой день, чуть стало смеркаться в поле, дед взял заступ и лопату и пошел искать клад. но так и не нашел, только дождь его замочил. обругал дед сатану и вернулся ни с чем. на следующий день дед, как ни в чем не бывало, пошел на баштан выкопать грядку для поздних тыкв. а когда проходил мимо того заколдованного места, зашел на его середину и ударил заступом в сердцах. и вдруг опять очутился в том же самом поле. нашел тайник, отпихнул камень, да решил табаку понюхать. вдруг кто-то чихнул сзади. огляделся - никого. стал копать, увидел котел. тут нечисть начала его пугать: попеременно появлялись перед ним птичий нос, баранья голова и медведь. страшно было так, что хотел уже дед все бросить, но жалко было расставаться с кладом. схватил он кое-как котел и «давай бежать, сколько доставало духу; только слышит, что сзади что-то так и чешет прутьями по »
с той поры дед и внукам наказал не верить черту: «и бывало, как услышит, что в ином месте неспокойно, сам крестится и нас заставляет. а место заколдованное плетнем загородил и весь бурьян и сор, который из баштана, бросал туда. так на этом месте ничего доброго никогда и не выросло»