Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания С1 – С5.
К такому роду принадлежал описанный нами молодой человек … застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя. С тайным трепетом спешил он за своим предметом, так сильно его поразившим, и, казалось, дивился сам своей дерзости. Незнакомое существо, к которому так прильнули его глаза, мысли и чувства, вдруг поворотило голову и взглянуло на него. Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой тонким свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грез… Она взглянула на него, и при этом взгляде затрепетало его сердце; она взглянула сурово, чувство негодования проступило у ней на лице при виде такого наглого преследования; но на этом прекрасном лице и самый гнев был обворожителен. Постигнутый стыдом и робостью, он остановился, потупив глаза; но как утерять это божество и не узнать даже той святыни, где оно опустилось гостить? Такие мысли пришли в голову молодому мечтателю, и он решился преследовать. Но, чтобы не дать этого заметить, он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам и рассматривал вывески, а между тем не упускал из виду ни одного шага незнакомки. Проходящие реже начали мелькать, улица становилась тише; красавица оглянулась, и ему показалось, как будто легкая улыбка сверкнула на губах ее. Он весь задрожал и не верил своим глазам. Нет, это фонарь обманчивым светом своим выразил на лице ее подобие улыбки; нет, это собственные мечты смеются над ним. Но дыхание занялось в его груди, все в нем обратилось в неопределенный трепет, все чувства его горели, и все перед ним окинулось каким-то туманом. Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз … И все это произвел один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он несся по легким следам прекрасных ножек, стараясь сам умерить быстроту своего шага, летевшего под такт сердца. Иногда овладевало им сомнение: точно ли выражение лица ее было так благосклонно … Он даже не заметил, как вдруг возвысился перед ним четырехэтажный дом, все четыре ряда окон, светившиеся огнем, глянули на него разом. Он видел, как незнакомка летела по лестнице, оглянулась, положила на губы палец и дала знак следовать за собой. Колени его дрожали; чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце. Нет, это уже не мечта! Боже! столько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах! Но не во сне ли это все?
Н.В.Гоголь «Невский проспект»
С1 К какому роду литературы принадлежит произведение «Невский проспект»?
С2 Назовите героя, о котором идет речь в данном отрывке.
С3 «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами…» Как в литературоведении называется описание внешности героя?
С4 Укажите название художественного приема, с которого автор передает читателям ощущение нарастающего волнения героя: «Не слыша, не видя, не внимая, он несся …»
С5 «чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце» - какое средство иносказательной выразительности использует автор?
С1 К какому роду литературы принадлежит произведение «Невский проспект»?
Повесть.
С2 Назовите героя, о котором идет речь в данном отрывке.
художник Пискарёв
С3 «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами…» Как в литературоведении называется описание внешности героя?
Портрет.
С4 Укажите название художественного приема, с которого автор передает читателям ощущение нарастающего волнения героя: «Не слыша, не видя, не внимая, он несся …»
Градация.
С5 «чувства, мысли горели; молния радости нестерпимым острием вонзилась в его сердце» - какое средство иносказательной выразительности использует автор?
Метафора.