Прочитайте рассказ В. А. Осеевой. Определите его тему и сформу- 259 лируйте основную мысль. Подумайте и объясните слова учитель
ницы: «Видно, ваша дружба до первого дождя!». Выскажите свое
отношение к прочитанному. Выпишите из текста выделенные слова и сделайте их морфемный разбор.
ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ
У каждого народа есть такие имена, при произнесении которых представляется целый мир. Казахский народ своих любимых сыновей и дочерей всегда называл по именам. Если мы говорим «Абай», то подразумеваем Абая Кунанбаева, «Дина» - Дину Нурпеисову, «Шокан» - Шокана Валиханова, «Алия» - Алию Молдагулову. Когда мы называем «Ибрай», мы сразу вспоминаем Алтынсарина. Мир просвещения он открыл... Его называют просветителем. Он пролил «свет» на образование, открыл школы, открыл глаза многим ребятишкам, заложил основы казахского образования. Он был первым… а первым быть всегда сложно…
Рано потеряв отца, воспитывался у деда – бия Балгожы. Именно дед оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Ибрая. Справедливость, честность, порядочность бия Балкожы перенял внук. С детства Ибрай отличался самостоятельностью, целеустремленностью, любознательностью. В 19 лет ему поручили открыть начальную школу для казахских детей и назначили учителем русского языка.
Работа Ибрая была замечена и оценена. Он пошел дальше: написал два учебных пособия, открыл четыре двухклассных училища, открыл женское училище, одно ремесленное училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.
Даже свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственного училища в Костанае.
Алтынсарин был разносторонне образованным человеком: педагог, писатель, переводчик, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Ибрай Алтынсарин является основоположником казахской детской литературы, как поэзии, так и прозы. В первую очередь, его произведения адресованы детям, потому что он понимал: детям нужны знания. Знания – ключ ко многим закрытым дверям. Если дети будут образованными, то у такого народа есть будущее. Знания откроют пути к развитию, совершенствованию.
Я иногда думаю, как может один человек быть настолько многогранным. Наверно, надо очень сильно любить свой родной народ и желать, чтоб он стал лучше, образованнее. « Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», - писал И.Алтынсарин.
Наверно, надо очень сильно желать, стараться достигнуть цели и тогда все получится. Примером такого безграничного стремления является Ибрай Алтынсарин. Он является «лучшим отражением своего народа, его духа, нрава, характера и вообще всей жизни».
Сам Алтынсарин писал 1864 году: «Стараясь всеми силами подействовать еще на их (мальчиков) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».
Всю жизнь Алтынсарин выступал за справедливость, «не давал ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям». Вся жизнь Ибрая – борьба, подвиг. Подвигам всегда есть место в жизни. Можно быть героем на войне, сражаясь против врагов, а можно быть героем, сражаясь против темноты, которая ведёт к несправедливости.
Все мысли, идеи просветителя актуальны и сегодня. От образования, просвещения, знаний зависит наша жизнь, будущее. Без этих составляющих невозможно представить развитие общества.
Ибрай Алтынсарин оставил в истории Казахстана неизгладимый след. Все его многогранное наследие должно изучаться, исследоваться, пропагандироваться среди подрастающего поколения. Призыв Ибрая: «Давайте, дети, учиться!» - должен звучать из уст каждого учителя, потому что ученье - это свет.
Все активно включаются в спор, высказывают свое мнение, пытаются доказать правоту своих суждений. Большинство нас считает, что прав Митраша и что рассказчик на его стороне, однако часть нас рьяно защищает Настю, отстаивая разумность ее действий. Приведем некоторые ответы нас: «Я думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Митраша был смелым. Он хотел идти по новому пути. Он верил компасу отца. Митраше встретились большие трудности, но он через эти трудности. А Настя, по сравнению с Митрашей, самая обыкновенная. Митраша против нее герой. Попав в беду, он остался сильным» .
«Пришвин на стороне Настеньки. Ему жаль девочку, которая страдала из-за своего строптивого братца. Поступок Митраши был глупый. Он оставил выбитую тропу и прямо полез в Слепую елань. Разве это умно? Поступок Митраши писатель называет отчаянным, а смелость его бессмысленной, А Настя спокойно нашла клюкву. Если бы Митраша не хорохорился по своей привычке, они вместе бы нашли клюкву и вернулись домой» .
«Мне кажется, что рассказчик на стороне Митраши. Ему понравилась решительность «мужичка» , наверное, он сам был таким же решительным. Митраша говорил: «Я же сам по себе по своей тропке пойду» . Он хотел доказать, что по этой тропке ходили смелые люди и что можно идти смело. А Иастя, красная, как кумач, плюнула ему вслед. Здесь автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и должна была позаботиться о нем, а не ссориться» .
Объяснение: