Прочитайте стихотворение Михаила Яснова «Мы пришли к блокаднице...». Как и зачем поэт использует контраст в стихотворении? Обсудите ответ в паре, затем сверьтесь с возможным ответом. Используйте доказательство цитатами из стихотворения, вспомните определение контраста.
Контраст — это литературный приём, основанный на противопоставлении, сталкивании противоположного или непохожего, чтобы сделать текст выразительным.
само стихотворение:
Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
— Расскажите, бабушка,
Всё нам по порядку —
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали…
Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
— Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь — помадку…
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
— Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..
Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
— А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его —
Кушайте, ребятки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
— Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..
Отвечает бабушка:
— Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы ещё хотите?
Ой, совсем забыла —
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
— Закрывай тетрадку!..
Съели мы оладушки
И пирог с капустой…
— До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!
Глава 6. Том знакомится с Бекки
Утром Том раздумывает, чем бы ему заболеть, чтобы не пришлось идти в школу. Сначала он пытается изобразить умирающего от гангрены, но тетушка Полли изобличает его. Тогда он вспоминает, что у него шатается зуб. Зуб тетка благополучно удаляет с нити и раскаленной головешки. И Тому приходится идти на занятия.
По дороге он останавливается поболтать с Гекльберри Финном, нищим оборвышем, сыном пьяницы. Вольной жизни Гека завидовали все местные мальчишки – ведь его никто не заставлял ходить в школу, учить уроки. До него никому не было дела, и он делал, что хотел.
Вдвоем Том и Гек договариваются пойти этой ночью на кладбище.
Учитель, разозленный признанием, что Том опоздал на урок, потому что разговаривал с Геком, приказывает ему сесть с девочками. И Том садится рядом с Бекки – около нее как раз есть свободное место. Желая привлечь ее внимание, он рисует на грифельной доске дом и стоящего рядом человека. Девочка приходит в восторг. Тогда он пишет: «я вас люблю!». Но в следующую минуту приходит учитель, хватает Тома за ухо и водворяет его на прежнее место.