Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания. 1. Найдите (подчеркните) утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
1. Бровко погиб от укуса змеи
2. Мальчика звали Бровко
3. Собака отважно сражалась за жизнь хозяина
4. Бровко был местным лекарем и собирал лечебные травы
2. Почему Бровко защитил мальчика?:
3. Составь план (пометь цифрами 1,2,3,4,5), указав, в каком порядке встречаются части текста.
A) Встреча с гадюкой. Б) Опасность миновала. B) Смертельная борьба. Г) Игра мальчика. Д) Уж и змея (различие).
4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?
1. потому что была бездомной и жила в лесу
2. потому что искала лечебные травы и зализывала раны от укусов змеи
3. потому что не хотела больше людям
4. потому что побежала к своим щенкам
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей:
6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …
1. меня заметили косари.
2. на меня набросился Бровко.
3. провалился в нее.
4. вскочил с ужасом.
7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это:
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стрела слетел»?
1. очень быстро
2. незаметно
3. со свистом
4. бесшумно
9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?
1. любуясь на змею
2. и не могу пошевелиться от страха
3. и жду косарей
4. и жду, когда гадюка укусит меня
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?
1. горки для детских игр
2. кормушки для животных
3. специальные сараи для хранения сена
4. небольшие стога
11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую:
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
1. Сказка за сказкой
2. Рассказы о природе
3. Басни о животных
4. Рассказы о дружбе и верности
13. Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником».
14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …
1. потому что не хотел больше видеть мальчика.
2. он побежал в лес зализывать раны и искать лекарства.
3. он не хотел, чтобы его хвалили за мальчика.
4. потому что не доверял людям и боялся их.
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
1. о бесстрашии и преданности собаки
2. о дружбе мальчика и собаки
3. о том, что собаки знают лечебные травы от змеиного укуса
4. о мальчике, который играл в стогу сена
17. Какое предложение лучше других понять основную мысль текста?
1. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
2. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
3. Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
4. Собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
18. Какова главная мысль этого текста?
1. Гадюки – ядовитые змеи.
2. Настоящий друг всегда придет на
3. Собаки умеют лечить змеиные укусы.
4. Детям нельзя играть на улице.
19. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал ма
Повесть «Тарас Бульба» поэтизирует духовную связь личности с народом, который мечтает о национальной свободе. Гоголь так ярко и правдиво описал своего героя, что читатель все время ощущает, что на свете действительно был реальный Тарас Бульба либо его исторический прототип.
Главная черта Тараса Бульбы - его глубочайший патриотизм. Этот человек живет и дышит им. Встречая своих сыновей после долгого расставания, он испытывает боевые качества старшего вместо отцовских объятий. Это было суровое время и оно диктовало свои правила. Мужчина должен был быть бесстрашным воином, казаком.
Однако в произведении описываются не только сильные и смелые воины, автор развернуто и ярко рисует красивейшие образы родных для Бульбы краев. Эту прекрасную страну и защищают казаки.
Старший сын Тараса Остап – его гордость, он настоящий воин своего времени. Этот герой описан отважным, сильным и спокойным. Он предан освобождению Малороссии от шляхты. Важнейшее занятие для Остапа - это ратное дело, и кроме этого его ничто больше не интересует. Он погибает, как настоящий герой, оставаясь верным своему делу.
Второй сын Андрий из-за своей любви становится в глазах отца предателем. Образ Тараса приближен к библейским героям, это можно проследить в сцене казни младшего сына. Вся его жизнь была положена на служение отчизне, он уничтожал врагов твердо, и так же безжалостно казнил сына-предателя.
Исход жизни самого Бульбы полон героизма и беззаветной любви к братьям по оружию. Он не боится мучительной смерти, герой лишь полон желания своим отважным соратникам, которые попали в беду. Старый казак их в надежде на то, что товарищи продолжат великое дело, на которое он положил всю жизнь.
Эта повесть, на мой взгляд, в некотором смысле актуальна и сегодня. В ней описаны сильные характеры, непростые жизненные пути и человеческие взаимоотношения. Думаю, у героев есть чему поучиться.
Літаратура з’яўляецца адным са сродкаў пазнання жыцця і, перш за ўсё, чалавека. Каб болыы глыбока раскрыць характары, пісьменнікі часта ідуць па шляху супастаўлення герояў. Такі прыём выкарыстаны Янкам Купалам у паэме «Курган» пры абмалёўцы вобразаў гусляра і князя. У параўнальным плане пададзены вобразы Сцёпкі і Аленкі ў аповесці «На прасторах жыцця» Якуба Коласа. Гэтым прыёмам карыстаўся і У. Караткевіч пры стварэнні вобразаў Пора-Леановіча і Горава ў апавяданні «Паром на бурнай рацэ» .
Абодвагероі — выпрабаваныя ў баях ваенныя ў чыне каззітанаў, якія накіраваны з ротай салдат ахоўваць адзіны паром, каб не аддаць яго ў рукі паўстанцам. У пачатку твора аўтар зазначае, што аднаму з іх, Пора-Леановічу, «не вельмі верылі як нашчадку сепаратысцкай фаміліі і ўраджэнцу Магілёва» , таму «ў дапамогу яму» паставілі Юрыя Горава, карэннага русака са старой маскоўскай фаміліі, які быў паранены ў сутычцы з атрадам паўстанцаў пад Ракавам і адасланы «ў тыл» на лячэнне. Сімпатыі чытача, здаецца, павінны быць на баку Пора-Леановіча: чалавека, якому не давярае сам генерал урадавых войск. Бо ці можна прыхільна ставіццаі да чалавека, роля якога — шпіёніць? Але гэта толькі першае ўражанне. У. Караткевіч не навязвае нам сваіх думак, а дае магчымасць разабрацца, хто ёсць хто?
Вось мы бачым Горава, які ў думках апынуўся ў Маскве, успамінае сваю старэнькую маці, каханую дзяўчыну Надзейку, марыць аб мірным жыцці. І раптам — стрэл! Гэта страляў-забаўляўся з дуэльных пісталетаў Пора-Леановіч. Горава ўразіў (каторы ўжо раз! ) яго сухі прыгожы твар, белыя валасы, бакенбарды і, галоўнае, страшнаватыя блакітныя вочы, у якіх бачная была пагарда да ўсяго. І яшчэ рэзкі шрам паўз брыво і левую скронь — адмеціна двубою. Многае можа сказаць пра героя яго партрэт. Пора-Леановіча выдавалі вочы Аўтар далей скажа: «Яго нахабныя і страшныя вочы гарэлі вясёлым шаленствам» . І тут жа Гораў Дасць дакладную характарыстыку Пора-Леановічу: «Чалавек, які сядзіць насупроць яго, — страшны, вельмі небяспечны чалавек, драпежнік, у якога, пэўна, зусім няма ў душы месца для так званых пакут сумлення» . І вельмі хутка мы ўпэўнімся ў гэтым.
Наступная ноч выдалася «вераб’інай» . Дождж паліў так, што, здавалася, паветра было менш, чым вады. Вада прыбывала вельмі хутка, рака пайшла старыком. На перасцярогу бывалага салдата Івана, які прапанаваў паставіць каравул на рацэ, каб не здарылася бяды з прахожымі, Пора-Леановіч рэагуе іранічна: «Табе што да таго? Няхай не суюцца ў ваду... » І калі Гораў хоча неяк абразуміць Пора-Леановіча, гаворачы, што да свайго народа трэба адносіцца з павагай, што людзі не вінаватыя, калі дрэнна робяць улады, той адказвае, што народ — гэта быдла, якое па галаве трэба біць. І ваша, і наша, і польскае, і ўсякае. Іншага яны не варты. Людзей не шкадуй. Ні жанчын, ні дзяцей. Ідзі па трупах, і добра табе будзе.
І мы пачынаем разумець, які жудасны чалавек гэты Пора-Леановіч. Для яго галоўнае — стаць на той бок, які выйграе. А прысяга, закон гонару — гэта не для яго. Яшчэ болып поўна раскрываюцца героі апавядання пры сустрэчы з жанчынай, жонкай Грынкевіча, кіраўніка паўстанцаў, якая везла памілаванне свайму мужу. Адзін (Пора-Леановіч) ведаў, што пакаранне Грынкевіча будзе выканана гэтай ноччу, і наўмысна затрымліваў жанчыну. Другі (Гораў), нічога не ведаючы, рызыкаваў сваім жыццём, каб пераправіць жанчыну на другі бераг раз’юшанай ракі.
Менавіта гэтая вераб’іная ноч паказала, якія розныя тыпы людзей увасабляюць Пора-Леановіч і Гораў. Мы ўбачылі, што адзін з іх люта ненавідзеў людзей, а другі ганарыўся сваім народам.
Такія людзі, як капітан Пора-Леановіч, не павінны жыць на зямлі, — падкрэслівае аўтар, — і адмоўны герой гіне на дуэлі.